Встреча председателя парламента Южной Осетии Анатолия Бибилова со спикером Национального собрания Армении Галустом Саакяном была коллективной глупостью, в которой поучаствовали все. Подобное мнение в интервью Epress.am высказал российский журналист, обозреватель «Эхо Кавказа» Вадим Дубнов.
— Бибилов ехал в Карабах — обычное дело, по дороге, думаю, кому-то пришло в голову, что хорошо бы встретиться с Галустом Саакяном. И рядом не нашлось никого, кто вправил бы мозги.
Не думаю, что это была спланированная провокация — все настолько глупо, что едва ли какая-то цель может эту глупость окупить. Москва могла, конечно, попросить Ереван о такой встрече, но не думаю, что это был кто-то серьезный. Если и Москва, то на каком-то незначительном уровне отдела, который занимается Южной Осетией. У нас такое возможно. Хуже то, что никого не нашлось в нужный момент разумного в Ереване, кто мог бы объяснить Галусту Саакяну простые вещи.
— Это может быть местью Еревана за неприезд грузинского руководства на 100-летие геноцида?
— Месть – да, но не думаю, что официально продуманной. Просто кто-то решил, что так можно. Я думаю, что Тбилиси объяснил в нужных кулуарах причины неприезда, которые понятны. Не думаю, что Ереван что-то затаил. По крайней мере, в такой вызывающей степени, чтобы осознанно портить так отношения с Тбилиси. В общем, эксцесс исполнения.
Я, кстати, допускаю, что и в Москве не в восторге от того, что могут подумать на нее.
— Можно ли рассматривать армяно-грузинские отношения как самое самостоятельное направление внешней политики Еревана (непризнание Абхазии, Южной Осетии, недопущение участия 102-й базы в августовской войне 2008 года)?
— Честно говоря, я бы не стал последнее относить к заслугам армянской власти. Если бы Москва решила ее задействовать, Ереван едва ли этому смог бы воспрепятствовать. Хорошо, что у Москвы хватило ума хотя бы этого не делать. Я думаю, что определенную самостоятельность Армения здесь за собой оставляет, но и Москва всерьез пока не давит, хотя все время кто-то на Джавахк у нас любит намекнуть. Думаю, что это просто неактуально, Кремлю пока не нужен такой фактор давления на Грузию. Но если там, в Кремле, опять кто-то сойдет с ума, то Еревану контролировать ситуацию может оказаться не под силу. Но, повторяю, пока это представляется маловероятным
— Инцидент Бибилов-Саакян исчерпан ? Чем может ответить Тбилиси?
— Мне кажется, что он не исчерпан, но, думаю, стараниями армянской стороны он сейчас сглаживается, и грузины, думаю, ограничатся формальными протестами. Отношения слишком неидеальны, чтобы Тбилиси или Ереван могли себе позволить эмоции. Армянам ссориться с грузинами сейчас совсем не с руки. Да и грузинам дополнительная напряженность ни к чему. Разве что для пиара, но антиармянский ресурс, который, конечно, есть, в политическом смысле изрядно мифологизирован.
В условиях евразийского братства, которое для Армении может обернуться формой новой блокады, ей нужен выход в мир, а заодно и на море. Кроме того, вражда с Грузией поставит Армению в окончательную и еще более фатальную зависимость от России.
А нынешний Тбилиси очень не любит портить отношения с кем бы то ни было. Во внешней политике они явно предпочитают балансы. Естественную близость с Азербйджаном нынешний Тбилиси все время, хотя бы внешне, пытается как-то компенсировать как минимум неухудшением отношений с Арменией.