Члены общественной мониторинговой группы, осуществляющей общественный контроль в уголовно-исполнительных учреждениях и органах, в ходе своего визита в УИУ «Нубарашен» установили, что 23 августа 2020 года спецподразделение уголовно-исполнительной службы при Минюсте совершило незапланированный визит в Нубарашенскую тюрьму и провела обыск в карцере N4, где находилось двое арестантов.
На следующий день после инцидента правозащитница Жанна Алексанян сообщила, что в один из карцеров уголовно-исполнительного учреждения «Нубарашен» ворвались люди в масках и подвергли жестокому насилию содержавшихся там арестантов. Позже с комментарием выступила пресс-секретарь Минюста. «В уголовно-исполнительных учреждениях, в установленном законом порядке, периодически проводятся непредвиденные обыски с целью обнаружения в камерах запрещенных вещей и предметов. Также стоит учитывать, что в соответствии с действующими законодательными регулировками служащие УИУ уполномочены применять соразмерную физическую силу и спецсредства в случае неисполнения законных требований или препятствования», — говорилось в заявлении пресс-секретаря ведомства Лусинэ Мартиросян.
Мониторинговая группа выпустила заявление, в котором представлены подробности инцидента, произошедшего 23 августа.
Наблюдатели обнаружили множество видимых и свежих повреждений на разных частях тела арестантов.
«Согласно справке, выданной действующим в Нубарашенской тюрьме медицинским подразделением государственной неторговой организации «Центр уголовно-исполнительной медицины», в результате обследования у одного из заключенных обнаружили кровоподтеки на голове, в области лба, носа, шеи, грудной клетки, ему была оказана первая медицинская помощь.
В справке также говорится, что на теле второго заключенного зафиксировали кровоподтеки на голове, в области левого глазного яблока, припухлость, кровоподтеки в области носа, шеи, грудной клетки, спины, резаную рану 0.5 см. в области левой брови», — в частности, пишут наблюдатели.
25 августа мониторинговая группа обратилась в Минюст с предложением рассмотреть вопрос законности действий сотрудников спецподразделений и выступить с официальным комментарием.
1 сентября ведомство сообщило, что
— 23 августа около 09:00 трое сотрудников уголовно-исполнительной службы Минюста для установления достоверности полученных оперативных данных о наличии и использовании запрещенных предметов совершили незапланированный обыск в четвертом карцере Нубарашенской тюрьмы, в результате которого обнаружили и конфисковали пару беспроводных наушников.
— Второй обыск прошел в тот же день, около 10:30, и был произведен одиннадцатью служащими. В частности, был произведен личный обыск, в ходе которого запрещенных предметов не обнаружили.
— Затем после применения к заключенным спецсредств и физической силы пятерым сотрудникам УИУ удалось усмирить их и провести в камере обыск, по результатам которого запрещенных предметов обнаружено не было.
23 августа ни в какой другой камере или карцере обысков не было, других заключенных не обыскивали за отсутствием оперативных данных о хранении там запрещенных предметов, сообщило министерство.
«Прежде, чем заявить об инциденте, заключенные сначала сообщили, якобы они упали в камере. Это свидетельствует о вызывающем крайнее беспокойство факте отказа заключенных от того, чтобы заявлять о беззакониях в их отношении.
Также это может свидетельствовать о продолжающемся влиянии в уголовно-исполнительном учреждении либо криминальной субкультуры, либо ненадлежащем уровне правовой культуры расследования жалоб лишенных свободы и обеспечения безопасности подавшего жалобу», – говорится в сообщении.
Министерство отмечает, что во время визита этим арестантам был представлен документ о проведении утвержденных приказом (от 14 января 2020г.) министра юстиции медобследований в связи с пытками и другими видами плохого обращения, от чего они категорически отказались.
«В ответ на вопросы, поднятые Минюстом в срочном отчете Группы, не было представлено никаких пояснений касательно описания действий заключенных, квалифицированных как противоправные, и их конкретных проявлений.
Также не говорится о том, почему возникла необходимость применения группой из 11 человек спецсредств в отношении двух заключенных, совершивших противоправные действия», — говорится в сообщении наблюдателей.
Министерство, однако, заявило, что в Нубарашенской тюрьме были подготовлены материалы, отправленные 25 августа в прокуратуру административных районов Эребуни и Нубарашен (Ереван).
Крайнее беспокойство, по мнению Группы, вызывает как сам инцидент, так и отсутствие исчерпывающего ответа министерства.
«Всякое действие, совершаемое в уголовно-исполнительной системе на основе оперативных данных, должно быть правомерным и соразмерным преследуемой цели, исключающим нарушение прав лишенных свободы лиц.
Группа считает, что данный инцидент должен находиться в центре внимания компетентных органов. Кроме того, необходимо проведение эффективного и объективного расследования для установления всех обстоятельств плохого отношения и привлечения к ответственности виновных должностных лиц, в том числе — для исключения подобных инцидентов в будущем».
Ранее об инциденте высказались правозащитники Жанна Алексанян и Артур Сакунц.