Пятый день в старшей школе N1 в городе Абовян Котайкской области Армении проходит забастовка и бойкот занятий. Педагоги и ученики школы объединились в борьбе против нового и за бывшего директора.
На должность претендуют две кандидатки – бывшая директор Метаксья Бабаян и назначенная недавно Кармиле Аракелян.
Голоса членов Совета разделились поровну – 4/4. Таким образом, окончательное решение остается за министром образования. А министр сделал выбор в пользу Аракелян.
Неожиданное решение министра, говорят педагоги и школьники, не имеет никакого разумного обоснования.
Почему предпочтение отдано кандидатке, ранее не работавшей в школе и незнакомой с проблемами учреждения? По словам персонала школы, Бабаян были довольны все: педагоги, ученики, родители. Недовольство не выказывало и министерство.
Одним словом, ученики и учителя, — по крайней мере, большая их часть – утверждают, что на выборе директора сказались личные связи и покровительство.
Новый директор, в свою очередь, утверждает, что кампанию против нее «направляют изнутри».
Бойкот занятий начался в школе на следующий день после публикации приказа министра — утром 3 февраля. В акции участвуют все.
Уходи ставленница
Ситуация приблизительно такая: учителя – в учительской, ученики – в коридорах школы, на стенах висят самодельные плакаты, новый директор «укрылся» в своем кабинете.
У входа в школу дежурят полицейские, еще четверо – рядом с директорским кабинетом. Редкие попытки покинуть рабочее место сопровождаются выкриками.
Учебный процесс остановлен.
Учитель: Те четверо членов Совета, которые представляют родительский комитет и педагогический коллектив, избрали директором Бабаян. Мы в этом уверены. А представители министерства и области, то есть четверо других членов, отдали свои голоса новому директору – Аракелян. И нам известно, почему.
Учитель: Четверо членов Совета, представляющие министерство и область, были назначены бывшим губернатором, ныне министром [окружающей среды] Романосом Петросяном… Есть информация, что двое из них – родственники Петросяна: сестра его жены и супруга брата. Год назад состав Совета изменился, в соответствии с законом, но в него вошли родственники Романоса Петросяна именно для того, чтобы содействовать нашему новому директору, которая является подругой жены бывшего губернатора.
Новый директор: Люди не уважают закон. По закону, я – уже назначенный директор, со 2 февраля. Ученики и учителя сопротивляются, мол, хотим своего прежнего директора. Но раз так, пусть вовсе не будет конкурса, пусть людям не разрешают в нем участвовать…
Новый директор Кармиле Аракелян
Новый директор: Но я не намерена просто уходить. Как так можно? Через пять лет то же самое может произойти со мной. И что? Я должна уговаривать [оставить на должности], ссылаясь на то, что это – дедовское наследство, директором должна быть я и никто другой?
Новый директор: Они меня даже не знают. Какова цель оказания на меня подобного давления, клеветы и постоянных оскорблений? В день конкурса, когда я пришла участвовать в качестве претендентки, здесь уже проходили такие собрания. И после выборов оказывается такое давление, чтобы я просто отказалась, сказала «ладно, меня, конечно, избрали, но я не хочу…» и ушла.
Новый директор: Я пыталась вести переговоры с учителями. Все сговорились. Я пыталась отдельно поговорить с завучами: звоню – не отвечают, прошу явиться ко мне – не идут. Делается все для того, чтобы сорвать учебный процесс.
Новый директор: Большое влияние в этом деле имеет завхоз школы, вовлекающий детей во все это. А также учитель истории, пытающийся придать происходящим процессам политическую окраску. Конечно, и бывший директор тоже…
Ученик 11 класса: Изначально мы не имели ничего против г-жи Аракелян, протестовали против несправедливого решения министерства, которое не учло наше мнение.
Ученик 10 класса: Г-жа Аракелян говорит, что нас направляют. Мы говорим «нет», она отвечает «да». Говорим «нет»…
Ученица 11 класса: Мы не привыкли к тому, чтобы нас запирали, мол, пока не выслушаете, никто из класса не выйдет.
Ученица 10 класса: — Почему мы любим своего директора?.. Даже молодые ребята уважают и любят Бабаян. Этого мало?
Ученик 12 класса: Аракелян начала приходить в школу в сопровождении полицейских.
Ученик 11 класса: Пока министерство нас не услышит и не даст положительный ответ, мы не прекратим акцию. Мы требуем, чтобы нашим директором была Бабаян.
Ученик: Мы поехали в Ереван на встречу с министром. Делегация родителей и учителей встретилась с замминистра Жанной Андреасян. Потом представители министерства прибыли в школу. Посыл был такой: чтобы дети отправились на занятия, а они – учителя и министерство – решили, что будет. Мы не согласны. Мы уже почти совершеннолетние и можем высказывать мнение.
Учитель: Вести переговоры не выходит: новый директор ежедневно встречает нас в штыки, агрессивно, с угрозами. Мы в курсе своих обязательств, но выполнять их мы будем после того, как нас услышат. Мы подготовили заявления еще до подписания министром приказа, сотни учителей, родителей и учеников. Будут и заявления об увольнении, если они пренебрегут нашим мнением.