На днях госсекретарь США Энтони Блинкен опубликовал составленный Госдепом доклад о защите прав человека в мире в 2020г. В документе затрагивается также Армения, в частности, проблемы в ряде сфер, публикации правозащитников и СМИ, а также прошлогодняя 44-дневная война в Карабахе.
Авторы отмечают, что в ходе войны обе стороны совершали незаконные убийства, в результате боевых действий погибли мирные жители, артиллерийским и ракетным ударам подверглись мирные населенные пункты. И Армения, и Азербайджан обратились в Европейский суд по правам человека.
Организации Amnesty International и Human Rights Watch составили доклады о незаконных действиях обеих сторон, как то: применение запрещенного оружия и пытки над пленными. В ходе войны с армянской стороны погибли 75 мирных жителей, ранения получили 167, с азербайджанской стороны погибло 98, ранено более 420 мирных жителей.
В докладе также отражена ситуация в армии и правоохранительной системе.
Ряд общественных организаций выразили обеспокоенность в связи с небоевыми потерями армии. Правоохранительные органы, по мнению организаций, не провели надлежащих расследований. Общественные организации и семьи жертв утверждают, что раскрытию и расследованию насилия мешает практика квалифицирования смертей в небоевых условиях в качестве самоубийств.
Многие занятые в сфере прав человека юристы считают самым серьезным препятствием в расследованиях по делам о смертях в армии уничтожение или несохранение осоновных улик, а проворачивается это как военным руководством, так и следственными органами. Кроме того, правозащитные организации не согласны со статистикой Минобороны касательно смертности в армии: они утверждают, что классификация типа «связанные со службой» или «не связанные со службой» происходит на произвольной основе. По словам правозащитников, правительство не представило обществу информацию о небоевых потерях быстро и надлежащим образом.
Ванадзорский офис Хельсинкской гражданской ассамблеи сообщил, что в первом полугодии 2020г. по сравнению с 2019-м количество самоубийств в армии увеличилось вдвое.
Авторы доклада ссылаются на интервью Epress.am 2019 года, в котором Артак Аракелян рассказывает о насилии, которому он подвергся в военкомате.
Не продвигается и следствие по делу о смерти в 2018г. Армена Агаджаняна. Его нашли повешенным в Национальном центре охраны психического здоровья, куда он был доставлен из Нубарашенской тюрьмы для осмотра. Агаджаняна, уверена его семья, убили, чтобы не допустить установления лиц инспекторов, избивших его до перевода. Майору Армену Ованисяну было предъявлено обвинение в пытках и подделке документов, но суд счел эти действия злоупотреблением служебным положением и в 2018г. освободил майора по амнистии. Попытка семьи Агаджаняна обжаловать это решение не увенчалось успехом.
По утверждению правозащитников, правоохранительные органы продолжают применять насилие из-за своей безнаказанности. Многие считают, что отсутствие надлежащего расследования совершенного в прошлом насилия связано с незначительными реформами, проведенными в правоохранительной сфере после смены власти 2018 года: изменился лишь руководящий состав.
В докладе упоминается также чемпион, тяжелоатлет Армен Газарян, который подвергся насилию в отделении полиции. Стражи правопорядка в штатском «похитили» и избили Газаряна, после чего под угрозами заставили изменить показания.
Госдеп коснулся также жестоких в некоторых случаях и опасных для жизни условий содержания в тюрьмах (к примеру, в Нубарашенской тюрьме), а конкретнее – плохого санитарного состояния, отсутствия надлежащей медпомощи, криминальной субкультуры (воры в законе) и т.д.
По сообщению Группы, осуществляющей мониторинг в тюрьмах, Армавирская УИУ, к примеру, не наделена системой вентиляции, по этой причине летом температура воздуха в учреждении достигает 45°C. 18 июня правительство сообщило, что в рамках соответствующего уголовного дела ведется следствие.
В числе самых серьезных проблем тюрем отмечается безнаказанность в связи со смертями заключенных. У правительства нет системных подходов, направленных на предотвращение подобного. К примеру, не проводятся расследования обстоятельств вызванных состоянием здоровья смертей, чтобы выяснить, стал ли арест причиной болезни, можно ли было предотвратить или вылечить от нее.
В худших условиях содержатся ЛГБТ-лица. Административные органы тюрем применяют и поощряют насилие над ними. ЛГБТ-лиц изолируют, они содержатся в худших условиях, чем остальные. Гомосексуалы или мужчины, воспринимаемые в этом качестве, те, кто был осужден за изнасилование и схожие деяния, а также арестанты, отказывающиеся жить «по неписаным законам тюрьмы», вынуждены, помимо прочего, оказывать сексуальные услуги. У них отдельная посуда, стиральная машина и даже «свой» карцер.
По сообщению Госдепа, в прошлом году семеро иностранцев были арестованы за незаконное пересечение границы. И хотя по закону просящие убежища освобождены от уголовной ответственности, правоохранительные органы удерживали их под арестом до поступления ответа на их запрос об убежище.
Ситуация с насилием над женщинами тоже оставляет желать лучшего. Согласно авторам доклада, особенно в отделениях полиции, действующих за пределами армянской столицы, правоохранители не горят желанием заниматься случаями домашнего насилия и отговаривают женщин от подачи жалоб.
Кризисный центр по борьбе с сексуальным насилием сообщает, что в плане секретности расследование сексуального насилия не отличалось от иных расследований: жертвы насилия вынуждены были участвовать в очных ставках с насильником, в некоторых случаях – по несколько раз, а в ходе судмедэкспертизы по делу о насилии эксперт мог спросить, не является ли жертва девственницей.
Не продвигается и дело о насилии в отношении лиц ЛГБТ+ в Шурнухе. 4 августа 2020 года суд постановил, что следствие по делу должно быть возобновлено, так как следователи не учли душевного страдания пострадавших и дискриминационный характер преступления. Тем не менее, по состоянию на сентябрь прошлого года дело возобновлено не было.
Касательно судебной системы Госдеп отметил: «Система не независима и не беспристрастна, доверие общества к судьям продолжает снижаться. В сфере правосудия осталось множество чиновников, служивших прежним властям и выносящих для них исключительно благоприятные вердикты».