Главная / Аналитика / Не испачканная Карабахом Грузия может и хочет стать посредником

Не испачканная Карабахом Грузия может и хочет стать посредником

Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили рассказал о своем желании поспособствовать установлению добрососедских отношений между Баку и Ереваном.

«Впервые за 30 лет при моем посредничестве и при участии американских партнеров и друзей был создан успешный прецедент, когда Грузия осуществляла медиацию между нашими братскими, соседними странами – Арменией и Азербайджаном. Тогда этот успешный пример сотрудничества и посредничества состоялся. Этот факт получил широкое признание и одобрение правительства США и Европейского Союза. У нас было одобрение со всех сторон, именно этим продиктовано наше желание довести процесс до конца», – рассказал Гарибашвили в интервью телеканалу «Имеди».

Как пишет СОВА, это заявление глава грузинского правительства сделал в преддверии своего визита в Азербайджан, где намечена его встреча с президентом Ильхамом Алиевым. Грузинский премьер также анонсировал визит в Армению.

В июне текущего года при его посредничестве Азербайджан освободил 15 граждан Армении, задержанных во время конфликта в Карабахе. В ответ Баку получил от Армении карты, на которых отображены 97 тысяч противотанковых и противопехотных мин в Агдамском районе.

Георгий Ванян — правозащитник из приграничного с Азербайджаном села Нижний Цахкаван — уже много лет говорит о потенциале грузинского посредничества в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта. Этой теме было посвящено первое слушание в грузинском селе Текали в рамках одноименного миротворческого процесса.

Ванян в интервью бакинскому изданию PressKlub прокомментировал активизацию Тбилиси в этом направлении: «Нет соседей ближе и понятнее… Для постсоветских Баку и Еревана Грузия смогла стать легким в общении, легким в дипломатии, легким в экономике партнером. У грузинского народа, людей разного этнического происхождения, есть культурный пожаротушитель, который позволяет находить мирный выход из самых сложных ситуаций. Грузинская культура сосуществования – не идеальная, а естественная, в которой переплелись средневековый традиционализм, социалистический интернационализм, западная демократия – вот что привлекает армян и азербайджанцев. Грузия, со всеми своими проблемами и успехами, была и остается центром притяжения для всех кавказцев. Влияние Грузии на наши общества недооценивается и не оформляется на политическом поле.

Возможно, это и хорошо. Замешанный на ложном постулате о вечной вражде Карабахский конфликт переместил наши страны в искусственное и грязное поле внешних интересов, но Грузия смогла остаться вне этого поля, смогла сохранить приоритет соседства и мира в своих отношениях с Азербайджаном и Арменией. Посредничество Грузии (символично, что оно началось с обмена военнопленными) должно вернуть дипломатов на землю, к прагматичным вопросам.

Минская группа, со дня своего создания, исказила понятие о посредничестве. Россия не могла быть посредником изначально, не потому что она плохая, а потому что замешана в армяно-азербайджанском конфликте. И вся деятельность Минской группы – имитация переговоров, безрезультатный мониторинг – была, к сожалению, изначально запрограммирована.

Сейчас Ильхаму Алиеву и Николу Пашиняну есть о чем договариваться напрямую, и посредничество Грузии может привести их за стол переговоров. А Россия, Турция, Иран, черноморские страны, Запад, все другие – на ином, геополитическом уровне. Им надо лишь принять результаты двусторонних переговоров. Вот такой идеальный расклад ожидают наши народы. И посредничество Тбилиси дает надежду на реальный двусторонний диалог».