Главная / Культура / Первое судебное заседание прошло в Ереване по делу «разжигателя розни»

Первое судебное заседание прошло в Ереване по делу «разжигателя розни»

Свидетеля Нарека Маляна в зале не было. На основании заявления советника бывшего начальника полиции Армении Вовы Гаспаряна Служба нацбезопасности завела дело против руководителя Езидского центра по правам человека Сашика Султаняна, а прокуратура довела его до суда. По мнению обвинителей, правозащитник разжигал «национальную рознь между армянским и езидским народами», так как в интервью издаваемой в Ираке езидской газете упомянул о проявлениях дискриминации в своей стране — Армении.

В среду, 24 ноября, в ереванском суде общей юрисдикции под председательством Карена Фархояна, в присутствии представителей езидской общины, правозащитников и западных дипломатов прошло первое судебное заседание по делу. Здесь же был Хатив Аджамян, дед 21-летнего военнослужащего Артура Аджамяна, убитого 2 декабря 2019 года.

Адвокаты Сашика Султаняна ходатайствовали об изменении меры пресечения — подписки о невыезде. Они объяснили, что Султанян присутствовал на всех допросах и не предпринимал никаких действий, которые позволили бы усомниться в том, что он может не явиться на вызов органа, осуществляющего производство, или каким-либо образом уклониться от уголовной ответственности.

Также было сказано, что уже более полугода правозащитник не в состоянии участвовать в профессиональных мероприятиях, проводящихся заграницей. Суд отклонил ходатайство, отметив, однако, что подсудимый может обратиться и получить разрешение покинуть страну для участия в конкретном мероприятии. Султанян сообщил, что в декабре по приглашению ООН он должен принять участие в съезде под названием «Роль национальных меньшинств в предотвращении конфликтов», на котором он «будет выступать о стране-противнице» и намерен «представить истину о развязанной врагом войне».

Патриотической линии, которая наблюдалась в предшествующих заседанию выступлениях общины, придерживались и адвокаты. Как то: «Будучи представителем национального меньшинства, способствует армяно-езидской дружбе».

Доказывая, что подсудимый не сбежит, защита также сообщила, что через несколько дней у правозащитника родится ребенок, что вся его жизнь и карьера связаны с Арменией. Несоразмерность меры пресечения доказывает и тот факт, что обвиняемый на свободе: при желании он может встретиться со свидетелями, оказать давление, если имеет такое намерение.

На перерыве в курилке мы обсуждали стабильность традиции непрекращающихся пустых речей о «братстве» и «дружбе» и недооцененную способность иракской прессы натравливать друг на друга жителей Армении.

обвинение: если ты езид, не жалуйся

Называя обвиняемого по имени в первый раз, прокурор перепутал имя с фамилией и назвал Сашика Султаном. У моей сестры была школьная учительница армянского языка, постоянно называвшая ученика Игоря Олегом. Когда ее исправляли, говорила: «Какая разница? Русское имя».

Согласно обвинению, в интервью правозащитник представил не соответствующие действительности данные о том, на территории Республики Армения права езидов якобы не защищены, езиды воспринимаются армянами в качестве отсталой нации. Армяне высмеивают езидов и проявляют к ним дискриминационное отношение. В Армении езиды не имеют возможности учить свой родной язык, по этой причине езидский забывается. Армяне не дают езидам возможности развивать свою культуру».

Сашик Султанян заявил, что не признает свою вину. Ему непонятно, в чем его обвиняют: заявления, приписываемые ему в обвинении, неточны, не было сделано надлежащего перевода. Правозащитник также заметил, что его высказывания не были публичными: это была частная беседа с корреспондентом езидского СМИ в Ираке, и сразу после публикации он потребовал удалить материал с сайта, что и было сделано.

Султанян утверждает, что его слова не были направлены против армянского народа: он критиковал правительство, а в переводе имеются смысловые отклонения. Интервью было удалено в день публикации — по требованию Султаняна. О том, что его опубликуют, он не знал.

«Орган предварительного следствия задал мне вопрос: почему вы сказали, что, к примеру, какие-то армяне отбирают земли езидов? Я сказал так, чтобы обеспечить тайну личности. В остальном, в разговоре не было обвинений против армян, то есть с этнической точки зрения никакого взятия на прицел не было. И я имею объективные сомнения по поводу того, что из-за неполноты статьи у органов предварительного следствия будут возникать проблемы в случае дел, представляющих такую важность».

Также защита хочет обжаловать в Конституционном суде статью УК, по которой Султаняну предъявлено обвинение.

По словам адвоката Ара Газаряна, существует противоречие между статьей о разжигании национальной розни и закрепленной в Конституции свободы мнения: «Относительно статьи 226 было проведено множество исследований по поводу того, что эта статья, принятая в 2003 году, снова не соответствует современным принципам. Как доказательство, последние 18 лет очень мало уголовных дел заводили по этой статье, потому что она не обеспечивает правовую определенность того, что собой представляет свобода выражения, а что — слова ненависти».

Суд решил рассмотреть ходатайство об оспаривании статьи 226 в Конституционном суде после исследования доказательств по делу.

Следующее судебное заседание назначено на 26 января, 15:30.