По унаследованной нами переговорной логике, без согласия Азербайджана Нагорный Карабах не мог получить статус вне состава Азербайджана. В среду, 15 июня, на заседании Национального собрания темы карабахского урегулирования в очередной раз коснулся премьер-министр Армении.
Никол Пашинян назвал абсолютной ложью утверждения оппозиции, возглавляемой экс-президентами Робертом Кочаряном и Сержем Саргсяном: «На протяжении всей истории переговорного процесса и Роберт Кочарян, и Серж Саргсян, а также их политический сателлит Дашнакцутюн признавали Арцах частью Азербайджана и/или не руководствовались принципом «Арцах никогда не будет в составе Азербайджана».
В качестве примера он упомянул тот факт, что в 1998 году власть во главе с Кочаряном согласилась принять в качестве основы переговоров предложение сопредседателей Минской группы ОБСЕ о «едином государстве» в котором говорится «Нагорный Карабах является административно-территориальной единицей и вместе с Азербайджаном формирует единое государство в его международно признанных границах», а жители Карабаха получали паспорта граждан Азербайджана с особыми отметками «Нагорный Карабах». Также Пашинян упомянул про пакет «Об обмене территорий» и Мадридские принципы.
«Странно, почему в ответ на это они [Кочарян, Саргсян, Дашнакцутюн] не сказали, что Арцах никогда не будет в составе Азербайджана», — заметил глава правительства.
А при помощи Мадридских принципов, добавил Пашинян, была исключена всякая практическая возможность того, чтобы Карабах оставался вне состава Азербайджана: «Тогда Роберт Кочарян руководил страной, Серж Саргсян был премьер-министром, а Дашнакцутюн — частью правительства, членом и опорой правящей команды».
Приняв Мадридские принципы за основу переговоров, Ереван, по словам премьера, согласился на то, чтобы определять статус Арцаха в рамках референдума, аннулировав результаты референдума, проведенного 10 декабря 1991 года, и не добившись никакой четкости касательно будущего референдума.
***
Переговорное наследство предполагало, что без согласия Азербайджана Карабах не мог получить какой-либо статус, в том числе — промежуточный, а для проведения референдума он должен был заручиться разрешением Азербайджана.
«В этом заключалась логика синтеза территориальной целостности и права народов на самоопределение. Если хочешь получить независимость путем реализации принципа самоопределения народов, не нарушив принцип территориальной целостности, что лежит в основе Мадридских принципов, единственный путь — согласие субъекта территориальной целостности на твою независимость. Такова была позиция сопредседательства Минской группы ОБСЕ», — сказал Пашинян.
Он повторил представленные им в прошлом «разоблачения»: несмотря на то, что в оставленном Сержем Саргсяном наследии затрагивалась возможность определения будущего статуса Карабаха путем волеизъявления народа, где именно пройдет референдум — в Карабахе или Азербайджане, — не уточнялось. «Говорится, что в референдуме будет участвовать все население Нагорного Карабаха. Конкретнее: говорится «общенациональный референдум, в котором примет участие все население НК. То есть все население НК — это не про общенациональный референдум…».
Именно это наследие создало основы и контекст войны, послужило причиной войны, сказал Пашинян: «Если причиной войны стали мы, почему 17 апреля 2018 года Серж Саргсян заявлял с этой трибуны «…Отныне, по крайней мере длительное время, мы никогда не должны лелеять надежду, что руководство Азербайджана откажется от своих вероломных подходов, от своего желания решить карабахский вопрос силой». Если это мы завели переговоры в тупик, почему тот же Серж Саргсян в тот же день заявлял: «Переговорный процесс не внушает оптимизма, но, если говорить четче, этот переговорный процесс просто стоит. Стоит, потому что ожидания руководства Азербайджана от результатов этих переговоров нереалистичны, неприемлемы для нас».
По мнению Никола Пашиняна, одной из глубинных причин революции 2018 года стало то, что люди поняли: они обмануты в вопросе Арцаха.
«Люди поняли, что их жертвы привели не к становлению государства и армии, а стали европейским и американским недвижимым имуществом, накопленными в офшорах валютными счетами. И хотя мы приняли ответственность за поражение, справедливый армянский народ понял, что это поражение родилось не за 1 или 2 года, а в течение долгих 25 лет».
***
Отныне в основу урегулирования должны быть поставлены гарантии безопаности и права арцахских армян с вытекающим из этого статусом.
«Никто не может дать гарантий того, что мирная повестка увенчается успехом. Для нас это путь, который и внутри страны, и за ее пределами сопровождается бранью, обвинениями, угрозами, опасностями, потерями, и у нас есть воля, решимость пройти этот путь. Но одно я точно могу гарантировать — противоположный путь ведет к погибели не только Нагорного Карабаха, но и Армении. Конечно, мы не можем этого допустить», — заключил премьер-министр.