Военнослужащие, плененные на участке Хин Тагер-Хцаберд Гадрутского района, вообще, удерживаемые сегодня в Азербайджане 90 и более процентов попали в плен после размещения российских миротворцев и в зоне их ответственности. Об этом заявил премьер-министр Армении, отвечая на вопрос Лусинэ Микаелян, сестры одного из пленных, в ходе пресс-конференции, прошедшей накануне.
«Эти территории сданы не были», — ответил Никол Пашинян на наблюдение о том, почему после трехстороннего заявления 2020 года (Армения, Россия, Азербайджан) военнослужащие запаса из Ширака «оказались в этих селах, если они были сданы».
«Эти территории де-юре должны были быть зоной ответственности российских миротворцев, под их контролем. И на основе трехстороннего заявления солдаты, Вооруженные силы остались на позициях, на которых находились.
… В то время я несколько раз обсудил эту тему в том числе с командиром российских миротворцев, даже однажды обсудил эту тему с президентом России. В тот период данная территория была зоной ответственности российских миротворцев. Затем, в период, когда они публиковали карты, несколько раз были включены и эти территории, потом изъяты, потом снова включены и изъяты [из зоны ответственности миротворцев], что было непонятно», — пояснил глава правительства.
Политика отказа Азербайджана от возврата пленных, по словам Пашиняна, нацелена на дискредитацию деятельности миротворцев в Нагорном Карабахе и Лачине.
Армянская сторона, Россия и международное сообщество, добавил он, должны приложить дополнительные усилия для обеспечения возвращения пленных, обсуждения продолжаются, вопрос поднимают не только на рабочих, но и публичных платформах.
Брюссельская договоренность: почему пленные не вернулись?
Пашинян подтвердил, что в ходе встречи в Брюсселе в начале апреля глава Азербайджана в присутствии председтеля Европейского совета пообещал, что в Ереван прибудет группа поенных. Впоследствии договоренность была нарушена, что было зафиксировано на следующей брюссельской встрече.
Ильхам Алиев попытался приписать какое-то обещание и армянскому главе — по части координат маршрута коммуникаций, которые должны быть разблокированы. Подобного обещания, по словам Пашиняна, он не давал и не мог дать, так как полноценного согласия по поводу использования дорог, правовых процедур пересечения границ пока нет (как, к примеру, должен происходить паспортный, таможенный контроль, какие декларации нужно заполнять, с какой оплатой и так далее). Тем не менее, согласованного возвращения пленных не состоялось.
По официально подтвержденным данным, в Азербайджане удерживаются 38 пленных.
В международных инстанциях рассматриваются судебные дела, затрагивающие насильственно исчезнувших — тех, о чьем пленении есть сведения, но факт пленения которых по сей день не подтвердился.
Когда пленные вернутся домой, пока неизвестно.
«Очень часто, когда я общался с родными наших плененных соотечественников, и они надеялись, что я назову конкретные сроки их возвращения, я уклонялся от этого. Потому что до того был один случай, когда существовала конкретная договоренность — с назначенным днем, часом, действующими лицами, — и я имел неосторожность сказать родным, что это случится в такой-то день. Затем по каким-то причинам этого не произошло. Всегда что-то может пойти не так, для нас и для родных это превращается в двойной груз, хотя груз и без того тяжел», — отметил Пашинян, снова напомнив о брюссельской договоренности (6 апреля), которая так и не была реализована.