В среду часть проспекта Баграмяна блокировали родители без вести пропавших военнослужащих из воинской части «химиков» (Эчмиадзин). До прибытия к резиденции президента Армении они проводили сидячую забастовку перед зданием Правительства, требуя встречи с его главой Николом Пашиняном.
«Мы решили перекрыть улицу из-за их лжи. Они говорили, что вот-вот придут, примут. Это «вот-вот» длилось 2 часа. Так вопросы решают? Столько полицейских вывели… Наша акция будет продолжаться до тех пор, пока кто-нибудь не одуреет под солнцем. Будем блокировать улицу столько, сколько сможем. Моему ребенку сейчас тяжелее, кого это волнует?», — сказала одна из матерей.
Имен ребят из данной военчасти в списке армянских военных, удерживаемых в Азербайджане, нет. Многие родители, однако, убеждены, что сыновья попали в плен и находятся в Баку.
см. Вы видели среди погибших детей толстосумов? – акция перед Минобороны Армении
Они возмущены безразличием армянских чиновников, которые уже три года их просто игнорируют.
«В какой бы кабинет мы ни зашли, ничего не делают, чтобы найти наших детей. Они 40 детей увезли и потеряли, никого судьба наших детей не интересует».
«Три года, куда мы ни пойдем, мы всем противны, нас видеть не хотят. Говорят «молчите, молчите, все будет хорошо». Сколько молчать?».
«Мы знаем, что наши дети не без вести пропавшие, их силой взяли в плен. У нас есть факты, видео. На том участке БПЛА не взрывались, чтобы [считать, что] их останки теперь невозможно найти. [Компетентные органы] не выполнили свою работу, это мы все сделали и добились всего. Мы у них ни хлеба, ни средств к существованию не просим. Верни мне моего ребенка. Когда я представила факты пленения сына в СК и Службу нацбезопасности, они абсолютно ничего не сделали. Моя невестка со слезами на глазах две ночи сидела, идентифицировала одежду своего мужа, сравнивала с формой военнослужащего на кадрах видеозаписи попадания в плен. Мы направили жалобы в различные места, нам ни разу не сказали, чт мы ошибаемся».
По официальной версии, 21 октября 2020г. военнослужащих эчмиадзинской военчасти «химиков» отправили в Зангелан. В обвинении говорится, что 20 октября генерал-лейтенант Андраник Макарян, ответственный за боевое спецзадание в Зангелане, узнав, что группа Арсена Абгаряна попала в окружение, не поспешил ему на помощь. Генерал отдал приказ отступать и вернулся в Капан.
В результате 62 военнослужащих попали в окружение, выйти из которого удалось лишь 22-м. Пятеро попали в плен (это подтвердил и Азербайджан), 11 человек погибли, местонахождение 24-х до сих пор неизвестно.
После долгих месяцев борьбы родителей военнослужащих обвинение было предъявлено бывшему замначальника Генштаба ВС Армении, генерал-лейтенанту Макаряну, командиру воинской части, подполковнику Арсену Абгаряну, начальнику штаба (в период войны) этой же части Саргису Кулакчяну и бывшей главе отдела комплектования воинской части, капитану Элладе Арутюнян.
До сих пор нет никакой информации о 24-х пропавших без вести военнослужащих.
Через несколько часов блокировки улицы из офиса президента сообщили, что в течение недели будет организована встреча с участниками сегодняшней акции протеста, после чего родители решили прервать ее, подождать еще неделю и в случае, если встреча не состоится, вернуться.
После войны 2020г. родственники пропавших военнослужащих из воинской части «химиков» пикетировали здания Минобороны и Правительства. Рассказывали, что в последний раз созванивались с сыновьями 19-20 октября. Жаловались на бездействие СледКома, отмечали, что информацию об исчезновении ребят собирали самостоятельно, общались с их выжившими сослуживцами, комсоставом, собирали видео с пропагандистских азербайджанских каналов.
Тогда один из военнослужащих рассказал: «Генерал Андраник Макарян заставил командира Арсена Абгаряна, мол, ты должен вести. Абгарян отвечает: «Господин генерал, у нас ни боеприпасов, ни касок, ни бронежилетов, куда нам идти?». Тот ему: «Вы идите, я за вами и боеприпасы привезу, и каски». Отводят ребят в засаду, он прибыл, видит: они уже ведут бой — 50 человек против 500. И там генерал разворачивается и бежит. Если убегает генерал, что делать офицеру и солдату? Мы спросили: «Господин генерал, почему вы не пошли помочь парням?». Говорит: «Пойди я туда — меня бы убили, кто тогда пришел и рассказал бы вам, что произошло?».
Одна из матерей: «Говорим генералу «приходи на встречу с нами». Не идет. Там, говорит, есть люди, которые хотят ударить меня ножом, потому не иду. Что это за ответ? Ара, ты выводишь детей против ДШК, а им по 18, 20, 30 лет, они не боятся, а ты, генерал, нас испугался?».
Позже на основании жалоб родителей против генерала завели уголовное дело по ч. 4 ст. 375 УК — Злоупотребление властью, превышение власти или бездействие власти, совершенные во время военного положения, войны или в боевой обстановке; против 3-х офицеров — по статьям о соучастии и пр.
В прошлом году уголовное дело было направлено в Суд общей юрисдикции Сюникской области Армении.