«Если сравнить защиту прав заключенных с ситуацией прошлых лет, то и в этом году нет никаких положительных изменений. Возможно, решаются какие-то отдельные вопросы, но не системные». Об этом на пресс-конференции во вторник, 28 июня, заявил новый председатель Группы общественных наблюдателей при Минюсте Армении, осуществляющей общественный контроль в уголовно-исполнительных учреждениях и органах, Араик Залян.
С 1 января 2016 года Группа совершила 57 визитов в УИУ и встретилась с 88 арестантами.
«Как и в прошлые годы, в тюрьмах актуальны проблемы уязвимых групп. Это группы, не подчиняющиеся воровским законам, люди с проблемами со здоровьем, проходящие метадоновую терапию, гомосексуалы», — в свою очередь, сообщил член мониторинговой группы Сергей Габриелян. Именно эти люди, отметил он, подвергаются дискриминации в тюрьмах.
Другой представитель Группы Ара Гарагезян прокомментировал инцидент, имевший место в ереванском УИУ «Нубарашен» 12 июня. Тогда, по его словам, в отношении арестантов Тиграна Еганяна, Артура Ованисяна и Мушега Мхитаряна применили дубинки.
«Согласно администрации тюрьмы, арестанты потребовали сигарет, им не дали, и арестанты оказали неповиновение. Однако когда мы встретились с заключенными, они настояли на обратном. По их словам, в их камере содержат человека с психическими отклонениями, и в тот день трижды возникала необходимость в оказании медпомощи, они требовали врача, но никто к ним не подошел. Поэтому арестанты и оказали неповиновение, но их перевели в другую комнату, избили дубинками, в результате у одного из них сломан палец, все получили телесные повреждения. Судмедэкспертизу назначили только через 4 дня, и не все повреждения были зафиксированы. Арестанты обратились к генпрокурору, однако их сообщения о преступлении не покинули пределов тюрьмы. Впоследствии заяввление о преступлении подала мониторинговая группа. Отмечу также, что сильно ухудшилось состояние этого человека с расстройством психики: он не спит, кричит, постоянно ходит. И ему не оказывают помощь». По словам Гарагезяна, министерство юстиции до сих пор не отреагировало на инцидент.
Участники встречи с журналистами высказались и по поводу царящих в тюрьмах воровских порядков. «Основная проблема УИУ заключается в отсутствии уставных отношений. В тюрьмах действуют неписаные законы, они и преобладают. Если осужденный начинает проявлять нежелательное поведение, жаловаться, на него с легкостью оказывают давление при помощи уголовного мира. Могут вовлечь осужденного в разные [азартные] игры, вплоть до того, что ему приходится продавать имущество, чтобы выйти из этого положения», — сообщил адвокат Роберт Ревазян. Член группы наблюдателей заявил о необходимости революции в тюрьмах, и этот вопрос должен решаться на государственном уровне. Ревазян уверен в сотрудничестве уголовно-исполнительных учреждений с представителями уголовного мира. «Очень часто сами сотрудники УИУ говорят, что криминальный мир помогает им контролировать заключенных».
Кроме того, наблюдатели прокомментировали вопрос медобслуживания в местах заключения.
«С 1 января по 31 декабря 2015 года в УИУ умерло 28 человек, трое из которых совершили самоубийство, остальные скончались от болезни. Только 9 человек освободили по болезни. То есть, возможно, эти 25 человек, которые умерли от болезни, тоже подлежали освобождению. Это, конечно, догадки, но эти случаи смерти не расследовали», — заявил Залян.
По вопросу установления обстоятельств смерти в ванадзорский офис Хельсинкской гражданской Ассамблеи, членом которой является Залян, обратилась семья лишь одного скончавшегося арестанта. «Серобу Геворгяну оказали медпомощь с опозданием. Об этом свидетельствует и судмедэкспертиза, поэтому он и скончался. Если бы семья не обжаловала, мы бы не узнали об этом случае».
Группа напомнила и о больном арестанте Грачья Геворгяне, долгое время прикованном к инвалидному креслу. «В камере нет никаких условий. Это пытки над данным человеком. Государство должно выполнить свои позитивные обязательства, чего оно не сделало», — отметил Араик Залян.