О «секретном документе», подготовленном бывшей властью Армении несколько лет назад, в видеотрансляции на Facebook рассказал премьер-министр Никол Пашинян. «Настолько секретный, что я даже не считаю верным сообщать о названии».
С документом он ознакомился месяцами ранее, при этом решив не делать поспешных выводов, а прочитать его и во время отпуска. Чем важен этот документ? Тем, говорит премьер, что он дает цельное представление о том, в каком состоянии находится страна. «Очень важно констатировать, в каком состоянии мы унаследовали Республику Армения. Читая этот документ, приходишь к заключению о том, что в период революции и до него и в каком-то смысле после него наша страна находится в институциональном параличе. По сути, это документ о том, что государственные институты в нашей стране парализованы, и в институциональном смысле государство в полном провале. Это очень важный документ, потому что он был написан в годы власти Сержа Саргсяна, в последние годы. Думаю, авторы документа проявили большую смелость, дав такие оценки. Ознакомление с содержанием этого документа помогает лучше понять, что происходит в стране и какие задачи мы должны решить.
В стране нет институтов, которые бы решали проблемы людей и вообще решали различные проблемы. Возьмем самый свежий пример — строительство дорог. Деньги есть, и в этом году мы выделили беспрецедентно большую сумму на строительство дорог. Вы знаете, что в этом году правительство выделило деньги, должны быть построены качественные дороги, построены своевременно и на должном уровне. Но не все так просто, потому что с прошлого года у нас происходят случаи, когда какая-либо компания побеждает в конкурсе, но оказывается, качество дороги таково, что она должна быть разрушена в течение полугода. Мы, конечно, создали механизмы и в таких случаях не совершаем выплат в эти компании, но суть от этого не меняется, потому что тратится время, портится настроение, портится настроенность, и в этом смысле, сталкиваясь с подобными проблемами и читая этот документ, я убеждаюсь в том, о чем недавно говорил в интервью радио «Свобода»: вся система управления в Армении была основана на коррупции. И когда ты убираешь коррупцию, оказывается, системы управления нет. Для нас это самая большая проблема. Перед нашим правительством стоит такой вызов…По сути, мы должны с нуля создать в Республике Армения институты, которые бы решали эти проблемы. Под «институтами» я имею в виду независимую судебную систему, систему госзакупок и множество систем. В нашей стране существуют институты, которые с первого взгляда – и у меня было такое впечатление – кажутся уже состоявшимися, дееспособными институтами, но копнув глубже, понимаешь, что под, так сказать, декоративной шелухой мы снова имеем дело с институциональным параличом или полупараличом.
Нам нужны крепкие нервы для управления ситуацией, для разрешения ситуации. Нам нужно не бегать в панике за всеми возможными вопросами, а иметь четкие стратегические и тактические приоритеты и по очереди, не поддаваясь эмоциям, решать эти институциональные проблемы.
Два эпизода внушают мне уверенность, что мы, в конце концов, решим эти проблемы. Первый эпизод затрагивает иджеванские события. Почему для меня важен этот эпизод? Честно говоря, неожиданно было немного, но приятно зафиксировать, что наши действия в этом вопросе пользуются полноценной общественной поддержкой. Это очень важно. Значит, в Армении действительно начинается революция мысли, потому что люди, граждане Армении повсеместно поняли, что нельзя под видом заработка на хлеб легитимировать любое беззаконие. К примеру, нельзя уничтожать национальное богатство ради того, чтобы 10, 20 или даже 100 семей заработали на хлеб, что в результате не меняет социальный статус этих 100 семей. Я родом из Иджевана, я знаю Иджеван и могу точно сказать: социальный статус занятых в этом людей не меняется. Они как жили плохо, так и продолжают плохо жить, несмотря на то, что 20 или 30 лет вырубают леса. Даже если есть люди, которые стали жить хорошо в результате этой деятельности, это не вырубающие леса, а те, кто, так сказать, формируют группировки и руководят ими. Их можно сосчитать по пальцам.
Другая общественная реакция, которая была очень важна для меня… После визита в Гюмри я написал пост о том, что, думаю, государство должно решить ряд вопросов. Речь о тех случаях, когда люди последовательно годами требуют гуманитарной помощи от различных представителей власти. Я написал о том, что сейчас мы решаем вопрос здоровья детей от 0 до 18 лет полностью за счет госбюджета. Мы говорим, что должны гарантировать бесплатное образование, и ни один студент с высокой успеваемостью не должен быть лишен возможности получить высшее образование, к примеру, за непогашение платы за обучение. Мы должны создать возможности льготных кредитов для граждан. Думаю, помните эту мою запись. Важно, что запись получила очень позитивный отклик, и наша идеология поощрения людей к работе, похоже, все больше принимается обществом». Также Пашинян с радостью отметил, что общество понимает: Армения не то, чтобы уже стала страной с неограниченными экономическими возможностями, но на сегодняшний день существует множество экономических возможностей, которые не используют должным образом. «Идеологическая задача нашего правительства заключается в том, чтобы поощрять наших сограждан пользоваться этими неиспользованными экономическими возможностями, в то же время обязуясь с каждой неделей, с каждым месяцем, с каждым годом больше расширять их».