С 94 голосами за, 17 против Национальное собрание Армении утвердило отчет об исполнении госбюджета на 2018 год. Против проголосовали депутаты от второй по величине фракции «Процветающая Армения». «Светлая Армения» заявила, что проголосует за, при этом в ходе голосования фракция выступила с критикой.
Правительство блестяще выполнило свою работу, с точки зрения макроэкономики зафиксирован рост в 5.2% в сулчае, когда принявшее проект бюджета правительство прогнозировало экономический рост в 4.5%. Об этом в своем выступлении с трибуны парламента 20 июня заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян.
Отвечая на критику о том, что кабинет министров не проводит реформы с необходимой скоростью, бывший журналист заметил: с 90-х годов, когда он активно освещал политическую жизнь страны, у него сложилось впечатление, что быстрые реформы подразумевают реформы провалившиеся: «В начале 90-х на моих глазах и это отражено в моих статьях, как и почему провалились блестящие реформы стратегического значения только потому, что их авторы хотели провести их в Армении как можно скорее, и реформы до сих пор не осуществлены, и Армения по сей день несет на себе тяжелые последствия их отсутствия.
Я хочу честно признаться, да, у нашей политической команды такая позиция и склонность, и ее в одном из интервью блестяще сформулировала вице-спикер парламента Лена Назарян, сказав, что быстро — это медленно, но без перебоев. То есть очень важно не спешить, не действовать на скорую руку».
Что касается критики, авторы которой считают запоздавшими реформы в судебно-правовой системе, Пашинян отметил: то, что данная система должна подвергнуться глубинным, радикальным реформам, не новость: «Но для меня однозначно: мы не можем иметь действительно независимую судебную систему, не подняв судьям зарплату в 5-6 раз. В прошлом году в Армении, пожалуй, впервые наблюдалось явление, когда в конкурсе на свободные места был недобор, то есть места были, а достойных претендентов — нет. Почему? По очень простой причине. Поставим себя на место потенциальных претендентов: они знают, что не должны брать взятки, в противном случае будут арестованы, знают, что не должны заниматься бизнесом, в противном случае будут наказаны, знают, что должны получать 400-600 тысяч драмов ($830-1250) и в некоторых случаях приговаривать людей к пожизненному заключению и так далее. А теперь спросите себя: кто в таких условиях захочет быть судьей? Это важно, потому что, когда мы произносим «зарплата судей», вспоминаем о коррумпированных судьях. Нет, речь не о них. Нам нужно, чтобы свободные места заняли принципиальные люди, которые верят в право, и в частном секторе эти специалисты получают зарплату выше 200 тысяч. Как их упросить быть судьями? Я верил и верю, что без решения этого вопроса мы не можем иметь действительно независимую судебную систему. Чтобы специалист высокого профиля пришел работать судьей и был не в состоянии оплатить учебу ребенка?».
Пойти на такой шаг в прошлом году правительство не могло, так как и сегодня он будет воспринят неоднозначно, хотя бюджет может себе это позволить. Пашинян объяснил это тем, что общество не поняло, почему это делается, оно не почувствовало необходимости этого на своей коже: «Решение мы видим в том, чтобы международные доноры оказали Армении помощь в этом вопросе. За 2-3 года мы поднимем зарплаты новым судьям, это не отразится на нашем бюджете. За этом время общество, оппозиция убедятся, что важно иметь независимую судебную систему, это вытекает из наших общих интересов, и тогда общество без сопротивления согласится выделять эту сумму из собственных средств при условии, что нам нужна независимая судебная система».
По этой же причине изменение в структуре правительства длилось порядка 7 месяцев: «Поначалу возникли волнения в связи с тем, мол, что это такое происходит. Но изменение в структуре правительства произошло спокойно и без потрясений. Не стоит надеяться, что за год будут решены проблемы прошедших 30-ти лет».
Самым важным вызовом последнего года глава правительства назвал заголовки и утверждения, которые можно встретить на информационном поле. По признанию Пашиняна, иногда кажется, что если после прочтения этих заголовков выглянуть в окно кабинета, увидишь на улицах разбегающихся в разные стороны «стихийные группы людей», когда кто-то у кого-то что-то отбирает, кто-то заступается и так далее: «Это и есть гибридная война, это конкретная война. Прочтите заголовки и давайте выйдем на улицы, поедем в села. Да, есть проблемы и они серьезны, но очень важно положить в основу наших действий формулу их решения.
Дорогие соотечественники, в Армении более 20 лет действовала власть, философия которой заключалась в следующем: гражданину говорили «голоден? На тебе рис, подсолнечное масло. Зубы надо проверить? Сейчас прибудут партийные группы, привезут стоматолога в ваше село и занесут тебя в свой список. Бизнес нужен? На тебе бизнес. Деньги нужны? Бери деньги, но знай, что у тебя нет гражданской идентичности, ты вообще ничто, ты не можешь ничего создать, мы будем работать, создавать, мы супермены, а вы нужны лишь для того, чтобы обслуживать нас». Весь смысл революции, по словам Пашиняна, заключается в том, очем представители нынешней власти говорят каждому гражданину страны: ты — исключительный талант, ты потенциальный гений, и роль власти заключается не в том, чтобы, оскорбляя твое достоинство, подкидывать тебе крохи из наворованного ими, а в том, чтобы вселить веру в собственный талант, в свои силы, личную власть. Роль правительства заключается именно в этом: воодушевлять каждого гражданина, чтобы он поверил в свои силы. По мнению премьера, эта философия действует и будет действовать.