У армянской стороны есть понимание необходимости убедить армян Нагорного Карабаха в скорейших встречах с азербайджанскими представителями «для согласования прав, вытекающих из соответствующего законодательства и из международных обязательств (в данном случае Азербайджана — МИД РФ), включая многочисленные конвенции об обеспечении прав национальных меньшинств». Об этом заявил глава российского МИД-а Сергей Лавров после переговоров со своими армянским и азербайджанским коллегами в Москве.
После встречи за закрытыми дверями, которая длилась несколько часов, министр иностранных дел РФ выступил с заявлением:
— Сегодня провели полезные переговоры с коллегами: министром иностранных дел Азербайджана Д.А.Байрамовым и министром иностранных дел Армении А.С.Мирзояном. Сначала организовали два раунда двусторонних российско-азербайджанских и российско-армянских переговоров. Обсудили состояние наших двусторонних отношений, наметили дальнейшие шаги по выполнению договоренностей, которые достигались на высших уровнях. Затем встретились втроем для того, чтобы обсудить региональную повестку дня, прежде всего в том, что касается ситуации в Нагорном Карабахе и вокруг него.
Изложили нашим собеседникам оценки российской стороны с учетом докладов, которые делают российские миротворцы в Нагорном Карабахе, о тех шагах, которые крайне желательно оперативно, без задержки предпринять в интересах обеспечения населения Карабаха продуктами питания, медикаментами, предметами первой необходимости, обеспечить бесперебойное электро- и газоснабжение. Это в интересах простых людей, армян, жителей региона.
Россия, как ключевой посредник в мирном процессе, начиная с трехстороннего заявления лидеров России, Азербайджана и Армении от 9 ноября 2020 г. заинтересована в скорейшем разрешении кризиса в полном соответствии с трехсторонними заявлениями, которые руководители России, Азербайджана и Армении принимали в 2020, 2021 и 2022 гг..
Говорили еще об одном важном положении, заключающемся в этих договоренностях. Имею виду обеспечение беспрепятственного движения, разблокирования транспортных, экономических коммуникаций во всем регионе.
Особое внимание уделили вопросам делимитации, тесно связанным со всем обсуждаемым набором проблем и вопросам скорейшего заключения мирного договора между Баку и Ереваном.
Рассчитываем, что кульминацией большого переговорного процесса станет именно подписание этого договора, который подведет черту под усилиями армян и азербайджанцев, начатыми в ходе их трехсторонних встреч с президентом Российской Федерации В.В.Путиным.
Путь непростой.
Предстоит решить немало сложных и важных вопросов. Наиболее чувствительным из них была и остается проблема гарантий прав и безопасности армян Нагорного Карабаха в контексте обеспечения территориальной целостности Азербайджана в полном соответствии с Декларацией 1991 г., подписанной лидерами бывших советских республик в Алма-Ате. Её действенность сегодня подтверждена и азербайджанским, и армянским руководством. В соответствии с этим выстраивается работа над мирным договором.
У армянской стороны есть понимание необходимости убедить армян Нагорного Карабаха в скорейших встречах в азербайджанскими представителями для согласования прав, вытекающих из соответствующего законодательства и из международных обязательств (в данном случае Азербайджана), включая многочисленные конвенции об обеспечении прав национальных меньшинств.
Азербайджанская сторона на взаимной основе готова предоставить такие же гарантии и в отношении лиц, проживающих на своей территории. Армяне готовы сделать то же самое в отношении применения всех конвенций к гражданам, проживающим в Республике Армения.
Вопросы непростые. Надеюсь, что сегодняшние дискуссии помогут придать позитивный импульс переговорному процессу на этих и других направлениях.
Наиболее близким результатом на данном этапе видится достижение договоренности в трехсторонней рабочей группе, возглавляемой тремя вице-премьерами, которые занимаются согласованием конкретных вопросов разблокирования транспортных коммуникаций в регионе.
В этом контексте откроются и перспективы для реализации перспективных проектов в транспортной сфере, которые уже имеют не только региональный, но и более широкий характер.
Договорились постараться возобновить диалог по второй «дорожке» между представителями гражданского общества, экспертами-политологами. Также надеемся (предложили это сегодня), начать трехсторонний диалог по линии парламентариев.
Рассчитываем, что процесс переговоров продолжится. Понимаем интерес и армянской, и азербайджанской стороны использовать посредников не только в лице Российской Федерации, но и других. Приветствуем желание тех, кто искренне заинтересован помочь Баку и Еревану найти договоренности, кто, как и мы, работает в этом направлении. Но не должно быть попыток искусственного навязывания тех или иных договоренностей не исходя из интересов армянского и азербайджанского народов, а ради красивых заголовков в СМИ, ради геополитических и внутриполитических соображений.
Наши коллеги благодарили нас за эту инициативу. Продолжим энергичную работу по подготовке дальнейших встреч, в том числе есть планы провести в этом году очередной саммит руководителей России, Азербайджана и Армении.
между тем
До трехсторонней встречи Сергей Лавров встретился сначала с Джейхуном Байрамовым, затем — с Араратом Мирзояном.
Что касается публичной части встречи с главой азербайджанского МИД-а, Сергей Лавров подчеркнул наличие взаимопонимания с Баку в вопросе защиты прав и безопасности армян Карабаха: «Ценим, что наши азербайджанские друзья понимают необходимость обеспечения прав и безопасности армянского населения Карабаха. Это один из центральных вопросов».
В ходе встречи с главой внешнеполитического ведомства Армении, говоря о Лачинском коридоре и сложившейся в Карабахе ситуации, российский дипломат заявил, что Москва хочет содействовать решению возникших острых гуманитарных проблем. «Для этого есть все возможности Российского миротворческого контингента. Но без сотрудничества сторон это сделать непросто», — отметил он.
А до выступления помощник Лаврова подсказывает ему, что азербайджанцам может не понравиться формулировка «бывшая НКАО», после чего министр отключает микрофон. В своей речи он этот термин не использовал.