Осужденный Грачья Геворгян, скончавшийся в тюрьме 5 апреля 2017 года, подвергался физическому насилию и пыткам, на его теле было множество повреждений, однако судмедэкспертиза их не зафиксировала. Как заявил адвокат Хельсинкской ассоциации Араик Папикян, представители организации узнали об этом, когда по собственной инициативе решили до похорон сфотографировать труп Геворгяна.
«На его теле были следы пыток, конечности переломаны, пальцы на руках. На лице оставалось множество следов повреждений. Более вопиющих фактов быть не может. Но судмедэкспертиза не зафиксировала этого», — заявил Папикян в студии Epress.am.
Несколько дней назад практически завершилось предварительное следствие по делу, говорит собеседник. Следователь решил не проводить преследования по двум частям, а также прекратить следствие на основании отсутствия лица, совершившего преступление.
«То есть он принял три решения, подсказывающих, что, по сути, компетентные органы Армении сделали все, чтобы дело о смерти Грачья Геворгяна закрылось. Неудивительно, что обвинений никому не предъявили. Честно говоря, изначально предполагалось, что так и будет. Как правило, в таких случаях, в таких делах практически исключается вероятность того, что правоохранительные органы, следственные органы Армении сумеют установить виновного, если власть сама не заинтересована в этом», — заключил адвокат.
За последний год Геворгян проводил несколько голодовок, требуя обеспечить ему необходимое лечение. Последнюю голодовку длительностью 57 дней арестованный прекратил в марте.
До заключения Геворгян был здоров. Затем у него диагностировали хронический гепатит С, хронический бронхит в стадии ремиссии, болезнь Паркинсона, артериальную гипертензию, аллергический дерматит. Принимать пищу и совершать другие действия ему помогали заключенные. Геворгян проводил голодовки, требуя соответствующей медпомощи, которой ему не оказали.
7 июля 2016 года Апелляционный суд оставил в силе решение суда первой инстанции об аресте Геворгяна на 8 лет. Согласно обвинению, Геворгян взял в заложники свою гражданскую жену Наиру Арутюнян и ее несовершеннолетнего сына, затем потребовал у отца женщины выкуп, после получения которого освободил заложников. Геворгян не признавал свою вину. В течение последних двух лет он неоднократно заявлял об угрозах со стороны экс-начальника угрозыска Артура Геворгяна, однако Специальная следственная служба не завела уголовное дело.
По словам Геворгяна, полицейский несколько раз требовал встречи с ним, однажды встреча состоялась, когда тот представился родственником обвиняемого. Тогда, по словам подсудимого, полицейский заявил, что не допустит освобождения Геворгяна и продержит в тюрьме до конца его дней.
Также он неоднократно жаловался на атмосферу в тюрьме, отношение к нему и отсутствие соответствующей медпомощи. Он опубликовал открытое письмо о царящих в тюрьме порядках. В уголовно-исполнительном учреждении он несколько раз подвергался насилию. В конце 2013-ого мать Геворгяна Нахшун Енгибарян пыталась совершить акт самосожжения неподалеку от офиса президента Армении в защиту прав сына.
Грачья Геворгян, которого чиновники госорганов называли симулянтом, выступает в суде 7 июля 2016г.