В 2020 году открылась Ереванская биеннале, задавшись целью усомниться в политике искусства, проводимой государствами и капиталом сверху вниз. В биеннале участвовали люди из самых разных мест. Считая биеннале платформой критики капитала, я тоже приняла в ней участие, начав обсуждение армянской освободительной идеи как проекта имперско-капиталистичеcкой, государственной захватнической политики, перед силой и размахом которой отступают все оставшиеся в Армении политические движения и проекты.
Биеннале была в разгаре, когда началась армяно-азербайджанская широкомасштабная война. Политика государств и капитала навязала сверху войну и сеяла смерть. В дни войны мощная машина национально-освободительной идеи была задействована и воспроизводилась в полном объеме и со всей жестокостью, демонстрируя свою тоталитарную власть и бесспорное доминантное место по всем направлениям политической мысли. Агитпроп войны и смерти работал повсеместно: от государственных площадок до личных профилей сохранялась и контролировалась спущенная сверху система войны. Государственная политика войны обслуживала военно-криминальный капитал и действовала в соответствии с канонами криминальной и военной субкультур. Повсюду кипела атмосфера страха и террора, готовая проглотить, уничтожить всякое сопротивление смерти, любое сомнение, любой писк.
Задействованные десятилетиями буржуазно-националистические повестки свирепствовали со всей интенсивностью, удерживая легитимность войны на высоком уровне неисповедимости, непререкаемости.
В течение нескольких дней война продемонстрировала главенство политики государства и капитала во всех сферах нашей жизни и подчиняющей силы национальной освободительной идеи [легитимирующей эту политику] по отношению к политическим движениям и течениям иного рода. Война апроприировала, поглотила и присвоила всякую подвижку, претендующую на противопоставление политике государства, защищающей крупный капитал. Очень многие развевали знамена с вертикальными лозунгами о самообороне и освобождении. #Мы_победим — отовсюду гудели слова и изображения. Как-то утром, однако, диванный победный поход завершился: люди проснулись в реальности окончившейся войны, тысяч жертв и без вести пропавших, раненых и искалеченных.
А Ереванская биеннале спокойно продолжается. До войны она открылась, задавшись целью усомниться в вероломной политике искусства, проводимой государствами и капиталом сверху вниз. Биеннале не имела ориентированной направленности: ее должны были создать художники в процессе. Активист и философ Франко Берарди назвал их «психо-художниками» или, возможно, «нейро-поэтами», которые перекраивают вибрационное измерение неврологической эволюции. Многих участников Ереванской биеннале — «психо-художников» и «нейро-поэтов» — можно было видеть в эшелоне войны стоявшими молча или бьющими в ударные тарелки. Они не критиковали, не ставили под вопрос войну, лелеющую и сохраняющую политику государств и капитала, они воспроизводили эту политику, и память об этом есть, каким бы ни было стремление стереть и игнорировать ее.
Нынешнее взаимное расположение современных местных политик и послевоенная амнезия и отрицание показывают, что Ереванская биеннале – всего лишь платформа для спектакля самых разных активистов, философов и художников, движений сопротивления и борьбы разных времен. Она может быть хорошей энциклопедией или музеем мировых образцов критики капитала и государств. Но она все еще не стала местом, способным своим интеллектуальным опытом соотноситься с местным хопанным [необработанным] контекстом политики государств и капитала и подвергнуть ее критике и сопротивлению. Государственная и капиталистическая политика в Армении, вне всякого сомнения, ужасает и обедняет еще больше: они постоянно захватывают и эксплуатируют каждую площадку критики, разрушают и переформулируют попытки сопротивления, подчиняя их собственному политическому корыстолюбию. Этой политике удается освятить капитализм в Армении, скомпрометировать и искоренить реальные попытки критики, маргинализировать, локализовать, контролировать антикапиталистические начинания, превращая их в праздник или отчетную речь.
Ресурсом для того, чтобы противостоять этому и ставить под вопрос воспроизводящиеся в непосредственной близости от нас капиталистические повестки, могут стать в первую очередь попытки взглянуть на себя со стороны и перекроить психо-нейро систему местной критики государства и капитализма.
Гаянэ Айвазян,
20.04.2021