На фоне сложившейся в Карабахе ситуации в среду в Армении прошли протесты. Бывший карабахский госминистр Артак Бегларян объявил бессрочную сидячую забастовку перед ереванским офисом ООН, группа граждан собралась перед посольством России, а Республиканская партия Армении вместе со своим главой, экс-президентом Сержем Саргсяном провела митинг у здания правительства.
На Площади Республики демонстранты скандировали «Арцах наш!». С трибуны представители отстраненной от власти силы давали различные эпитеты: «свора гиен», «облизыватели обуви Алиева» и пр. Адресованы они были нынешнему руководству Армении. Сверхцелью собрания ожидаемо провозгласили устранение премьер-министра Пашиняна. Также митинг был призван «оказать содействие Арцаху, арцахцам, нашим сестрам и братьям», которые уже третий день находятся в азербайджанской блокаде.
Среди участников митинга были также республиканец, экс-депутат и бывший министр образования Армен Ашотян, бывший помощник премьер-министра, бывший вице-спикер парламента Эдуард Шармазанов, а также несколько депутатов из рядов нынешней парламентской оппозиции.
надпись на плакате «Никол-пожиратель армян»
На митинге выступил и Тигран Абрамян, экс-советник экс-президента Карабаха Бако Саакяна. «Знающий наизусть каждый куст и каждое дерево Арцаха, до сих пор живущий с болью об Арцахе и, уверен, он будет жить с ней до конца, и самое главное — депутат действующего Национального собрания», — так его представили перед выступлением.
Абрамян: «Власть делает все, чтобы внимание людей сконцентрировалось исключительно на вопросах социального, гуманитарного характера. Открытие этой дороги [Лачинского коридора-ред.] не единственная наша задача. В настоящий момент для нас проблема и то, что посредством принятия этих бесчеловечных мер Армении и Арцаху предъявлен новый ультиматум. То есть наша задача не ограничится лишь открытием дороги. Сегодня Азербайджан идет по пути изгнания армян из Арцаха, отбивания его по частям.
К этой власти никаких призывов у нас, естественно, нет».
Серж Саргсян не выступал: он расположился рядом с мэром Масиса Давидом Амбарцумяном и иногда отвечал на вопросы журналистов.
Серж Саргсян: «Азербайджанцев не интересуют ни месторождения, ни их верная или неверная эксплуатация. Азербайджанцы просто хотят подчинить Арцах и арцахцев. Но я уверен, что им это не удастся. В истории множество случаев, когда арцахцы проявляли исключительную волю, сопротивляясь трудностям и бедствиям. И теперь они выстоят, только вот какую цену они заплатят, вот в чем вопрос. Все зависит от руководства Арцаха, от того, как они сумеют организовать путь преодоления трудностей этих людей. Очевидно, что полагаться на правителей Армении не приходится. В последний раз подобная воля была у нас 30 лет назад. Уверен, что она никуда не делась».
Журналист: Власти Армении переводят стрелки на Россию, отмечая наличие обязательств у российской стороны, так как она осуществляет миротворческую миссию.
Серж Саргсян: Все просто: никто не может воевать вместо нас, решать вместо нас сложные вопросы. Да, у нас есть союзники, есть друзья, но все они могут исполнять свои договорные обязательства, если мы будем это делать. Если же нет, почему кто-то другой должен прийти и решить их вместо нас?..
Журналист: Виноваты ли российские миротворцы?
Серж Саргсян: Могут ли те же правители, которых вы называете властью, показать нам, каковы обязанности и обязательства миротворцев? Вы где-либо видели, что об этом написано?.. Не нужно взваливать на других свои проблемы.
Журналист: Каким вы видите решение этого вопроса? Оппозиционеры говорят, что власти Армении умывают руки от Арцаха и, похоже, вообще снимают вопрос самоопределения с повестки переговоров.
Серж Саргсян: Если речь о правителях Армении, они не могут решить судьбу Арцаха, не могут решить, что будет. <…> Как решится?.. Как решился 30 лет назад? Мы придем к этому, добьемся этого. Спасибо.
С «трибуны», созданной на автомобиле Mitsubishi, выступил экс-зампред Национального собрания, республиканец Эдуард Шармазанов.
Шармазанов: «Третья Республика Армения, забрать мне вашу боль [идиоматическое выражение «цавт танем» — ред.], — результат Арцахского, Карабахского движения. Все, что здесь есть, — результат Карабахского движения. Нет отдельного арцахского вопроса. Есть арцахское проявление армянского вопроса».
Далее к микрофону подошел бывший министр образования Армен Ашотян.
Ашотян: «Дорогой народ, как бы мне хотелось поговорить с каждым в отдельности за чашкой кофе, а не публично — во всеуслышание. Как же армяне могли превратиться в самую бесчестную нацию? Недавно в том же Косово, когда албанцы подавляли сербов, улицы Белграда были переполнены людьми, дымом, борьбой, призывами. Неужели у нас меньше чести, чем у сербов?..».
Ашотян: «Международное сообщество должно увидеть, что армяне не умыли руки, что Арцах армянский… У нас множество соотечественников в диаспоре. Дорогие соотечественники, настало ваше время, ваш выход, настало время помочь сопротивлению Арцаха посредством ваших политических властей. Что вы можете сделать? Многое! Во-первых, к примеру, вместо новогодних открыток и поздравлений, напишите письма и заполоните почтовые ящики депутатов и министров своих стран. Пусть они видят, что ваш Christmas не Merry, New Year не happy. Сделайте это, сделайте. Блокируйте улицы, как блокировали во время 44-дневной войны [2020 года — ред.]».
Ашотян: «Эти подлецы говорят, что в сложившейся ситуации Армении делать нечего, это проблема Арцаха и России. Я не стану использовать лексикон 18+. Мне стыдно перед вами. Стыдно, народ. Мне не стыдно употреблять эти слова, мне стыдно, что мы оказались в такой ситуации. Моя мать — светлая ей память — говорила мне: «Армен, я не так тебя воспитывала». Нас не так воспитывали. Такими нас сделала жизнь».
Затем он обратился к России, Евросоюзу, США и Николу Пашиняну.
Ашотян: «Мне не стыдно выразить благодарность солдатам и офицерам российской миротворческой миссии за их службу. Мне не стыдно <…>. Я знаю, нужны более решительные действия, знаю, что для них нужно политическое решение. Официальная Москва должна принять такое политическое решение. Эту часть я хочу произнести по-русски: Уважаемые россияне, мы понимаем, что вам не до нас. Вы нам это говорите, вы на это намекаете. Вы заняты. Мы понимаем, но вы тоже поймите нас, потому что когда вам вдруг станет до нас, нас, может быть, уже не будет здесь. Подумайте над тем, что я вам сказал».
(аплодисменты)
Ашотян: «Уважаеммые коллеги в Евросоюзе. Спасибо — вчера вы сделали адресные заявления. Но вам прекрасно известно, что выпущенными вами бумажками в Арцахе нам очаг не разжечь, они не заменят газа для согревания дома, по вашим заявлениям наши дети в арцахских школах максимум выучат английский и французский… Скажу еще кое-что, чтобы вам стало совестно: в газе, который вы покупаете у Азербайджана и которым греетесь сейчас в своих домах, есть армянская кровь, в ней армянская честь, проданная этим подлецом, двойные стандарты, безнравственность…».
Ашотян: «Уважаемые коллеги в США, ведь мы же знаем, когда вы хотите кого-то наказать за то, что он нарушил права человека, мы знаем, как вы это делаете. Нам известно, что вам известно, что Алиев олигарх, что в Лондоне и Дубае у него больше денег, наверное, чем во всем бюджете Азербайджана. Ладно, не хотите наказывать Азербайджан. Но диктатора вы наказать можете? Можете применить санкции? Можете сделать хоть что-нибудь, чтобы армянский народ нашел оправдание своей наивности?..».
Ашотян: «Никол, не смей умереть до суда. <…> Хочешь, прогуляемся? Обиделся? Убери своих охранников, жену отправь домой, давай прогуляемся по улице Абовяна. Приходи, мне есть, что тебе сказать. Такое не с трибуны вещать».
В акции приняло участие несколько сотен человек. Молодежи было немного. Большинство — старше 40. Мужчины, завидев журналистку с камерой в руках, просили сфотографировать их, давали визитки и номера телефонов, чтобы потом получить свои фото.
Один из них убеждал собравшихся в необходимости срочно организовать мятеж, при этом интересуясь: «Когда для этого встретимся?».
Завершилась акция зажжением свечей, которые демонстранты хотели оставить под главной елкой страны. Однако полицейские окружили ель и люди, возмущенные, положили их на землю неподалеку.