По мнению премьер-министра Армении, неблагодарное дело — оценивать отказ президента Азербайджана от поездки в Гранаду. Об этом Никол Пашинян заявил в среду, отвечая на вопросы депутатов с трибуны Национального собрания.
В испанском городе запланирован саммит Европейкого политического сообщества, в рамках которого 5 октября планировалось проведение пятисторонней встречи Пашиняна и Алиева с участием председателя ЕС, президента Франции и канцлера Германии. Азербайджану пришлась не по нраву позиция Франции касательно его действий в Карабахе.
«Знаете, это просто неблагодарное дело давать в этой ситуации оценки, потому что вне зависимости от того, насколько они объективны или субъективны, оценки в определенной степени воздействуют на ситуацию. В любом случае, считаю, сегодня важно суметь сделать так, чтобы мирный процесс продолжался и продолжался на основе нескольких стержневых принципах».
Принципы, добавил Пашинян, были закреплены на встрече в Брюсселе 15 июля 2023г. в заявлении, сделанном председателем Европейского совета Шарлем Мишелем:
— Армения и Азербайджан признают территориальную целостность друг друга: терротория Республики Армения — 29 800 кв.м., Азербайджана — 86 600 кв.м.
— Алма-Атинская декларация должна стать политической основой для делимитации, а также дальнейшей демаркации границ, и очень важно до делимитации принять решение по поводу того, какие карты брать за основу: «Это должно произойти на основе карт 1975 года, но наша позиция не очень жесткая»,
— разблокировка региональных коммуникаций состоится на основе принципа суверенитета стран, правомочия, законодательства, равенства и обоюдности.
Армения, по словам главы Кабмина, подтверждает свою приверженность этому.
Эти принципы вошли в документ, который мог быть подписан в Гранаде.
«Если бы принципы заново утвердили и был подписан документ, я бы с уверенностью сказал, что мы прошли 70% пути к подписанию мирного договора, причем, 70 самых сложных процентов», — добавил Пашинян.
Армянская сторона подтвердила свое намерение отбыть в Гранаду, отмечая при этом, что была настроена конструктивно и оптимистично, «потому что считали, что есть возможность подписать документ переломного значения».
Отвечая на вопрос об ожиданиях от встречи, премьер-министр заметил: «Вы же помните, что случилось? Несколько дней назад [в оппозиции] говорили «надо перекрыть дороги в аэропорт, чтобы премьер не отбыл в Гранаду, будет подписан документ, который то-то и то-то…».
Это документ переломного значения. Марионеточная оппозиция делала все, чтобы выдать его за губительный документ. Так как сделать этого не удалось, Армения не поддалась на проявления марионеточного давления, выразила четкую, логичную, конструктивную позицию, сделала понятной свою позицию, и мы увидели, что произошло потом: выяснилось, что запланированная встреча не состоится вовсе не по нашей вине. Конечно, мы должны констатировать, что свои очередные бонусы марионеточная оппозиция не получит, так как, хоть вопрос и решен, но не ими».
Тем не менее, поездка не отменена: «Наш визит в Гранаду (едет делегация, в том числе министр иностранных дел, секретарь Совбеза) мы не отменили. Там мы проведем встречи и, по сути, попытаемся представить свои позиции более детализированно. Нам, конечно, жаль, что встреча не состоится, но надеемся, что концептуальный документ, который положен на стол, будет подписан в подходящий момент. Я готов подписать это соглашение, и мне очень жаль, что завтра мне не представится возможности заявить, что это очень важное решение было принято».
Депутат от парламентского большинства «Гражданский договор» Сона Газарян заметила: «Выходит, ломается очередной стереотип о том, что вы собирались в Гранаду для подписания документа с проазербайджанской повесткой, ведь почему в таком случае Азербайджан стал бы добровольно отказываться от участия в его подписании? <…>».
Как отметил Пашинян, он не хочет, чтобы создалось ложное впечатление, будто документ противоречит или бьет, или идет вразрез с интересами Азербайджана и полностью соответствует интересам Армении: «Думаю, этот документ соответствует интересам регионального мира и стабильности, потому что, если документ не уравновешенный, его никто не подпишет и никто не может заставить [подписать].
Другое дело, что существуют силы, которые видят — в тылу границ Армении, есть — конечно, маргинализированные, но, тем не менее, — марионеточные силы, которые можно использовать во вред интересам Армении для устранения этого равновесия. Думаю, именно этот сценарий они и реализовывают».
сниженная/поднятая планка: кто направляет Карабах?
Армения попыталась снизить планку в вопросе статуса Нагорного Карабаха, однако параллельно этому сам Карабах ее поднял.
«Да, мы попытались снизить планку в вопросе статуса НК, причем — раскрою еще одну тайну — это было согласовано с карабахскими партнерами, но что произошло взамен? Мы снизили, НК поднял, вот, в чем проблема… простите, говоря это, я не пытаюсь уязвить, но он сделал это, поощряемый вами», — сказал премьер-министр, обращаясь к парламентской оппозиции.
Остайся Карабах верен договоренностям — картина была бы иной.
см. Арцахская власть приняла предложение о прекращении огня
«Сохрани они нашу общую договоренность, этого бы не произошло. Мы сказали, что международное сообщество обеспечит консолидацию, да, международное сообщество предложило Нагорному Карабаху встречу в Софии в рамках международного механизма. А почему мы не поехали? Потому что Карабаху запретили. Кто запретил? А вот этого, как говорится, никто не знает…», — сказал Пашинян.
см. Вот она капитуляция. Как вы, господа Саргсян, Кочарян, Гукасян..?
самое несправедливое обвинение
«Говорить, что мы бросили Нагорный Карабах, — самое несправедливое из возможных обвинений, которое вообще может прозвучать — в связи с множеством обстоятельств, о которых я могу говорить с этой трибуны, и в связи с иными обстоятельствами, говорить о которых с этой трибуны я не могу», — заявил Пашинян на встрече с парламентариями.
За последние три года, добавил он, Армения обеспечила финансирование Карабаху на сумму более 1 млрд. долларов. «Проведенный мной анализ позволяет говорить, что за это время — до блокады и после — с точки зрения самообороны у Карабаха не было недостатка в чем бы то ни было».
Глава Кабмина также напомнил, что не говорил — Армения не вмешается: «Я сказал — цель заключается в вовлечении Республики Армения в боевые действия, и мы не станем вовлекаться в них, но мы выказали НК полную политическую поддержку».
см. «Причем тут Армения». Пашинян прокомментировал договоренность Арцаха с Азербайджаном
«Если вы действительно хотите понять, что произошло и что происходит, я это приветствую, и буду приветствовать при условии, что мы будем это глубоко понимать. Да, я хочу сказать, что целью этой провокации и основной мишенью была и в какой-то мере остается Республика Армения.
Моя обязанность, как премьер-министра Армении, как бы это, простите, ни звучало, — обеспечивать безопасность Республики Армения, в том числе — наших сестерь и братьев из Нагорного Карабаха <…>, потому что, представьте, если б им негде было искать убежища, представьте, что не было б государства, имеющего возможность удовлетворить их первичные потребности. Да, мы надеемся на международную помощь, мы нуждаемся в международной помощи, но на сегодняшний день мы не хотим по миру с протянутой рукой, мол, киньте нам две копейки, чтобы наши братья и сестры не умерли с голода.
Да, я заявил, что гражданскому населению НК не угрожает прямая опасность, и моя мотивация заключалась в том, чтобы не сгущать опасность, угрожающую этим людям. Я мог сделать такое заявление, что в тех условиях погибли бы еще 300 человек, это ничего бы не изменило. Моя задача была не в том, чтобы сделать заявление и погибло на 300 человек больше, а в том, чтобы ни с чьей головы не упал ни один волос, и я рад, что, возможно, в том числе благодаря моему заявлению, тем не менее, более 105 000 наших граждан — сложно, мучительно, в тяжелом психологическом состоянии — добрались до Армении… Рад, что у нас есть возможность встретить их надлежащим образом», — сказал премьер.
А позиция Армении по поводу этнических чисток в Карабахе была четкой, отметил Пашинян, и звучала как в его выступлениях, так и в заявлении МИД-а, также отражающего позицию правительства.
«Около 105 000 из тех, кто стали жертвами этнической чистки, добрались до Армении, но это не значит, что они не жертвы этнических чисток.
Я предпочел, чтобы, даже если люди являются жертвами этнической чистки, они живыми и здоровыми добрались до Республики Армения, а не чтобы, для усиления этого заявления, способствовать гибели колоссальной части этих людей, а у меня появились бы кровавые фото, которые я мог бы демонстрировать <…>.
Понимаю, у вас, возможно, несколько иной подход, вы вообще всегда предпочитаете… и после войны [2020г.] постоянно — без каких-либо фактов — говорили «погибших 7 000, 10 000″. Возможно, кого-то это утешает, но я с этим подходом не согласен. Не говорю уже о наличии в Нагорном Карабахе миротворческого контингента РФ, который разместился там в том числе благодаря моей подписи и миссия, ответственность, цель которого заключается в предотвращении резни гражданского населения НК».