На прошлой неделе Конституционный суд Армении признал недействительной статью Уголовного кодекса о свержении конституционного строя. Основной подозреваемый в рамках дела «1 марта», второй президент Роберт Кочарян обвинялся именно по этой статье – 300.1
«Нет статьи – нет преступления», — прокомментировал решение его адвокат Арам Вардеванян.
«Так у нас и не состоялся Конституционный суд», — в беседе с Epress.am заявил Эдик Арутюнян, отец Самвела Арутюняна, погибшего в результате мартовских событий 2008 года от выстрела из автомата Калашникова.
По его словам, несмотря на то, что упомянутая статья теперь не действует, 1 марта 2008 года в Ереван были привезены военнослужащие из Карабаха: «Если не нарушение Конституции, то что это? Какую оценку можно дать, когда войско с границы привозят сюда? Кроме того, сколько людей погибло, скольких ранило, сколько судеб покалечено, и они считают, что не нарушали конституционный строй?
Им прекрасно известно, что и как они нарушили».
Сейчас, однако, в КС нет соответствующих специалистов, способных вынести справедливые решения, добавил собеседник. А членов Конституционного суда, назначенных парламентом, Арутюнян считает «из бывших», теми, кто в свое время пользовался множеством привилегий.
«Если у работавших с представителями прежних властей была возможность пользоваться всем, а теперь все пути для них закрыты, естественно, они будут исполнять желания бывших. Но мы должны работать над тем, чтобы это не повторилось», — сказал отец Самвела.
Арутюнян озадачен поведением лидера Армянского национального конгресса, сформированного в результате движения 2008 года, первого президента Армении, лидера оппозиции на президентских выборах 13-летней давности Левона Тер-Петросяна.
«Фактически, — отметил Эдик Арутюнян, — если мы сотрудничали с ними и они якобы были рядом с нами тогда, выходит, что на деле все – фарс. С 2008-2009 годов Левон Тер-Петросян всегда критиковал, что только ни говорил о них – предатели, не знаю там, албанцы… И если сегодня он встречается с ними и что-то обсуждает, чтобы устранить сегодняшнюю легитимную власть, какова их цель? Чего они хотят?».
Напомним, что в течение лет Армянский национальный конгресс тесно сотрудничал и поддерживал связь с родными жертв 1 марта. Кроме того, приветствовал начавшийся после смены власти 2018-ого суд над Кочаряном и его арест. А недавно Тер-Петросян встретился с бывшими президентами Армении и Карабаха, в частности, с Кочаряном и обсудил с ними поствоенную ситуацию.
Подобная встреча, по словам отца погибшего, неприемлема, особенно в случае с Тер-Петросяном: «Разве он не знает, кто продал Карабах? Не знает, кто убил людей? Или он все забыл?».
Премьер-министра Никола Пашиняна Арутюнян, по его признанию, винит только за высказанную на одном из митингов мысль о том, что участники акций оппозиции «наши сестры и братья».
«Видимо, — отметил Арутюнян, — он не знает историю Каина и Авеля. Они тоже были братьями, разве не убил один другого?».
Отец Гора Клояна [погиб от спецсредства «Черемуха 7», которое полиция применила в ходе разгона демонстрации 1-2 марта 2008 года] также считает, что отсутствие статьи 300.1 не означает, что преступление исчезло: оно есть и следствие продолжается.
«Кочаряну предъявлено и другое обвинение, речь о 3 миллионах долларов. Это дело не закрыто. И скоро мы узнаем мнение прокуратуры. Возможно, будут новые статьи… Подождем», — сказал Саргис Клоян.
Вопрос о первом президенте он предпочел обойти стороной: «Давайте я не буду отвечать».