На днях глава Министерства иностранных дел РФ заявил о наличии у них четкой информации о том, что Запад направляет Армении месседж — «идите к нам, прогоните русских со своей территории, в том числе — пограничников, выведите военную базу». Так в ходе сегодняшней пресс-конференции корреспондент телекомпании «Шант» сформулировал свой вопрос премьер-министру Николу Пашиняну о том, получал ли Ереван такие сигналы. Тогда же Сергей Лавров говорил о размещении в Армении миссии ОДКБ: если бы она уже действовала, ситуация в регионе сложилась бы выгоднее. В этом контексте премьер-министру Армении напомнили также о недавних комментариях секретаря Совбеза Армена Григоряна. Согласно официальному заявлению российского МИДа, США «советуют» Армении отказаться от размещения российской базы и пограничников, обещая взамен «обеспечивать безопасность».
— Я не знаю, насколько точна ваша цитата, — заметил Пашиняна, — но, основываясь на ней, скажу следующее: миссия ОДКБ не действует на территории Армении по одной простой причине: ОДКБ не говорит, какова представляемая ею территория Республики Армения. В этом и заключается фундаментальная проблема. Когда ОДКБ это четко подчеркнет, 90% проблем исчезнет.
Мы не получали и не получаем от Запада никаких сигналов, как вы сказали, «прогнать» русских. И я не думаю, что такие сигналы когда-либо появятся. Сигналы могут быть о развитии или ходе двусторонних отношений, и это относится в том числе к России.
Наши двусторонние отношения с Российской Федерацией мы обсуждаем очень прозрачно. Никаких темных пятен в этих разговорах нет по части нашей обеспокоенности ситуацией с отношениями с РФ.
К примеру, ситуация, которая сложилась в Лачинском коридоре. Согласно трехстороннему заявлению от 9 ноября, в обязанности России входило удержание под контролем Лачинского коридора. Армения подписала трехстороннее заявление. Незаконная установка Азербайджаном КПП в Лачинском коридоре — нарушение этого обязательства. Россия должна была удерживать коридор под своим контролем.
Мы и прежде говорили — на рабочем уровне и публично — о событиях от Хцаберда до Паруха. В конце концов, в трехстороннем заявлении зафиксировано понятие «линия соприкосновения», и обязательства российских миротворческих сил по эту сторону линии соприкосновения. Мы поощряли и помогали, чем могли, чтобы эти обязательства исполнялись в полной мере.
Я бы не хотел, чтобы Запад или предположительно сделанные Западом заявления превращались в важнейший или основной фактор наших отношений с Россией. Самым важным фактором наших отношений являются наши отношения, существующие взаимные обязательства. Я не считаю, что Запад держит кого-то за руку и не позволяет исполнять эти обязательства. В самых разных сферах — безопасности, военно-технических отношениях [ранее Ереван заявил, что купил у России оружие, и хотя за него уже давно заплачено, оружие до сих пор не поставили — ред.], в связи с деятельностью миротворцев в Нагорном Карабахе.
В 2021г., если не ошибаюсь, в присутствии российского миротворца выстрелом снайпера был убит тракторист, выполнявший сельхоз работы. Возможно, раньше мы не заявляли, но реакцию РФ на инцидент мы считаем ненадлежащей. Причем, именно миротворцы, насколько мне известно, сказали этому человеку «нет проблем, поднимайся, делай свою работу, мы здесь». Через полчаса он был убит. Какое отношение к этому имеет Запад? События в Хцаберде… 90% наших попавших в плен соотечественников были пленены после размещения российских миротворцев и в зоне их ответственности. Причем тут Запад?
Говорить можно долго. Но подытожу: в повестке отношений Армения-Евросоюз, Армения-США вопроса вытеснения Российской Федерации из Армении нет.
Другое дело, что с нашими западными партнерами мы начали обсуждение в том числе вопросов, связанных со сферой безопасности. Прежде — не знаю, верно это было или нет — мы вообще такие вопросы не обсуждали, потому что считали, что в регионе есть архитектура безопасности, которая как минимум де-юре должна быть надежной и неуязвимой. Видя, что она не действует так, как сформулировано в имеющих обязательную юридическую силу документах, повестку безопасности мы обсуждаем также с нашими западными и не только западными партнерами.