Водители онлайн такси вышли на протест близ Разданского ущелья. Они потребовали от Yandex и U такси избавиться от никак не контролируемых высоких тарифов, скидок, которые делаются за счет таксистов, и вернуться к прежней минимальной стартовой цене в 600 драмов.
По словам таксистов, ровно половина их заработка — если не больше — уходит на бензин или газ, налоги и пошлины, комиссию, скидки для пассажиров. Вторая половина уходит на техобслуживание автомобиля.
«Онлайн такси не защищены. Просыпаемся ночью, а цена на жидкий газ выросла — 220 драмов вместо 170-ти. ЦБ не обеспечивает стабильность цен», — в беседе с журналистами рассказал один из таксистов.
Операторы такси службы никак не аргументируют повышение/понижение тарифа. Зачастую, когда пассажир видит в приложении высокий тариф, водитель продолжает работать за минимальные 300 драмов, и наоборот.
«Оператор говорит: есть спрос — тариф повышается. Кто контролирует, есть или нет спрос, какой этот спрос и соответствует ли он алгоритму, который был принят за основу?».
За «рекламную акцию» Яндекс-а платят водители. Один из участников протеста сказал, что обычно компания предоставляет своим пассажирам 10-30-процентную скидку, которую, однако, компания больше не компенсирует.
«Я позвонил в Яндекс, сказал «пусть на заказе отмечается, что действует скидка, пусть водитель сам решает, хочет ли он отвозить пассажира по скидке — за свой счет». Они ничего не говорят, обманом заставляют работать со скидками», — жалуется протестующий. По его словам, в ночь на 1 декабря программа отменила компенсации за прошлый месяц.
Такие условия не покрывают расходы на выкуп авто. К примеру, машины, годные для тарифа Комфорт, стоят $10 000 и больше. Если вычесть из зарплаты водителей расходы на автотехобслуживание, ДТП и здравоохранение, выходит, что машину они приобрели для Яндекса.
«Разве раньше не лучше было? Ты отправлялся к кому-то, водил чужую машину, заказ давал другой человек, вечером получал половину суммы и уходил домой. И пускай владелец машины делает, что хочет — заполняет газ, чинит ее… А теперь и 50% отдавать, и машину мне чинить, и покупать ее, чтобы идти работать для Комфорт+ или Бизнес, а Яндекс бы думал, к какому еще маневру прибегнуть, чтобы привезти в Ереван 128 электромобилей и установить порог для авто — только после 2020 года выпуска».
Ежедневно таксисты отрабатывают по 12-14 часов с минимальной суммой за проезд в 300 драмов, заявили демонстранты. Трудового договора с Яндекс или U такси у них нет, медстрахования тоже. Выплат в пенсионный фонд за них никто не делает, трудовой стаж при выплате пенсий уже не учитывается. Автострахование водители покрывают сами. Страхование ОСАГО (АППА) водителям Opel обходится в 2-3 раза дороже. Они обвиняют Комиссию по защите конкуренции, позволившей Яндекс стать монополистом и поступать с водителями, как вздумается.
«Они нашли наше слабое место, думают «все равно не могут сплотиться».
Как отметил протестующий, таксисты требуют создать комиссию по вопросам таксистов, а также организовать встречу с премьер-министром или с кем-то из его окружения.
«Господин премьер, если вам неудобно, может прийти ваше доверенное лицо, даже не работающий человек — ваш родственник, друг, хотя бы минут на 30. За 30 минут он сможет доложить вам столько всего, сколько никто не докладывал — ни Министерство территориального управления и инфраструктур, ни Комитет госдоходов, ни Бюро автострахования», — подытожил таксист.