источник Forrights.am
1 марта 2008 года 41-летний житель города Маралик (Ширакская область Армении) Раджу Петросян подвергся избиению и пыткам на ереванской площади Свободы, а затем — в полицейском авто и в отделе полиции Кентрон. А через 10 месяцев, проведенных в тюрьме «Кош», у него появились проблемы с коленными суставами и ревматоидный полиартрит, впоследствии приковавший его к инвалидному креслу. Петросян — инвалид первой группы.
В результате операции Роберта Кочаряна «по зачистке площади» Раджу Петросян потерял не только здоровье и свободу, но и работу, а теперь и трудоспособность. Уже месяц он не в состоянии принимать необходимые лекарства из-за боли в желудке и отсуствия средств.
29 февраля 2008 года Роберт Кочарян заявил на встрече в Ереванском госуниверситете, что у власти есть только два варианта: «Первый: терпеливо ждать, когда эта театральная постановка на Театральной площади погаснет сама собой. Второй вариант: действиями полиции очистить эту площадь и дать в том числе этому народу спокойно жить».
«Утром было еще темно, половина людей спали в палатках, когда пришли и без каких-либо заявлений, — хотя [первый президент Армении, лидер оппозиции] Левон Тер-Петросян спросил в громкоговоритель, чего они хотят, предупредив о том, что в палатках есть женщины и дети, — свет отключили, сломали громкоговорители и с дубинками напали на людей. В руках у народа были только палки со скамеек, которыми они пытались обороняться. Первые ряды были в полицейской униформе, а дальше — в черной, они беспорядочно били дубинками».
В результате действий правоохранителей у Раджу было повреждено ухо, рана кровоточила. Он побежал в сторону расположенного близ площади Свободы Северного проспекта, но правоохранители в черной униформе настигли его и применили электрошокер.
«От сильного удара я упал на асфальт, потерял сознание. Очнулся от сильных ударов по ногам. Один полицейский положил ногу мне на грудь, говорил встать. Били дубинками по ногам. Потом потащили меня в полицейскую газель, отобрали и сломали телефон, снова начали бить дубинками. Какие-то журналисты вели съемку, кажется из «Еркир медиа», полицейские увели снимавших в газель, отобрали кассету, сломали ее у меня на глазах», — рассказал Петросян.
В полицейском авто удары по ногам Раджу продолжались со словами «хотел сбежать от нас? Теперь посмотрим, как ты сбежишь». «Закрыли дверь газели, чтобы снаружи не видели, что происходит. Даже по губам били, зубы потом выпали. Избивая, повезли в полицию Кентрон. Там было столько окровавленных демонстрантов, что, наверно, в 41-ом такого не происходило. Вызвали врачей из-за повреждения моего уха, но они сказали, что понять, что это за повреждение, без горячей воды, которой можно смыть кровь, невозможно. Горячей воды не было, они и уехали».
Из всех повреждений на теле Раджу в полиции зафиксировали только это. А в изоляторе заставляли материться в адрес оппозиции и демонстрантов. Тех, кто не подчинялся, избивали дубинками. Петросяну досталось и здесь. Затем его отвезли в Нубарашенскую тюрьму.
Суд приговорил Петросяна к 2.5 годам тюрьмы за насилие в отношении представителя власти. «Привели полицейского в штатском, Г. Акопян, утверждали, что я ударил полицейского, но этого человека я видел впервые в жизни. Этот же полицейский был пострадавшим по нескольким уголовным делам. Якобы я ударил его ногой и толкнул, но никаких повреждений у него не было. Я хотел ускоренного производства, потому что понял, что бессмысленно пытаться что-то доказать. А адвоката у меня не было. Суд длился 10 минут, меня приговорили к 2.5 годам и отправили в тюрьму «Кош».
В этой тюрьме Петросян провел 10 месяцев, попал под амнистию. У него периодически болели коленные суставы. Обратившись к врачу, узнал, что болезнь могли спровоцировать побои. Теперь он инвалид первой группы, передвигается в инвалидной коляске. Операция стоит 6 000 долларов, которых у семьи, которая живет на пособие и пенсию, нет. У Петросяна двое малолетних детей, жена, которая за ним ухаживает, и мать-пенсионерка, у которой тоже проблемы со здоровьем.
Он обратился в Евросуд по правам человека, но ответа до сих пор нет. Семья надеется получить финансовую помощь в результате принятия законопроекта о выплате компенсации пострадавшим в событиях 11-летней давности. Правда, когда это случится, пока неизвестно, а Раджу нужна срочная операция.
Его супруга Лейли Григорян рассказала, что обращалась в аппарат премьера, где ей посоветовали связаться с Минздравом. Здесь сказали, что организуют бесплатную операцию, но эндопротезы семья должна приобрести сама. Каждый из них стоит 3000 долларов.
«Мы живем на пособие и пенсию. Очень сложно. Денег хватает только на коммунальные и обезболивающие. У него уже месяц боли в желудке, из-за нехватки денег муж не принимает лекарства. У него боли, он должен пить обезболивающие. Для меня сейчас очень сложный период, даже не могу организовать расходы на детей».
Женщина обращается к людям в надежде на помощь: «Дети мечтают увидеть отца на ногах. Заранее выражаю большую благодарность. Наш адрес г. Маралик, 1 квартал, здание 1, кв. 35».
Переводы через терминалы — пополнение карточного счета
Акба-Кредит Агриколь Банк 9051340400082102
банк ВТБ 5362340003737914
Idram — ID 166589991
Счета за пределами Армении
Акба-Кредит Агриколь Банк — 220361879251000 ( AMD RUB USD EUR )
карта ArCa — 220361874732000 AMD
банк ВТБ — 16003008733400 AMD
банк ВТБ — 16003008733401 USD
Банк ВТБ — 16003008733402 EUR
Банк ВТБ — 16003008733403 RUB
номера телефонов 098 281 707, 077 010 678 Маринэ Харатян