Я уроженка села Гндеваз укрупненной общины Джермук Вайоцдзорской области, эколог-журналистка, порядка 10 лет освещала вопрос Амулсарского месторождения, у меня имеются десятки видеоматериалов, также документальный фильм-расследование «Амулсар-Амурсар». Как жительница общины в зоне воздействия, 7 лет являюсь истцом по Амулсарскому делу в Административном суде Армении. Также председательствую в общественной экологической образовательной организации «Зеленая Армения».
ЗАО «Лидиан Армения» подала против меня субедный иск, требуя 1 300 000 драмов якобы за опороченную деловую репутацию и доброе имя.
Предыстория
У меня в руках фото — доказательства деятельности ЗАО «Лидиан Армения» в 2017-2018гг. Я говорила об этом в прямом эфире передачи «Новости: 60 минут» на Общественном ТВ 24 августа 2019 года. Компания взрывала территорию, расположенную в километре от моего дома в Гндевазе, в результате чего сады накрыла пыль. А на другом фото — питьевая вода из-под крана в Гндевазе в мае 2018 года, на которой сказались проведенные компанией строительные работы. Это вода, которой должны были пользоваться местные жители, давать ее своим детям, скоту, использовать в бытовых целях.
ЗАО «Лидиан Армения» признала свою вину и стала поставлять сельчанам воду в пластмассовых тарах. В социологическом исследовании Проект эксплуатации Амулсарского рудника с залежами золотоносных кварцитов написано, что в период ремонта поврежденных водопроводов местным на протяжении двух дней «поставлялась чистая вода».
Уже в процессе строительства разглядев материальный и нематериальный вред, сотни местных жителей поняли, что позволять осуществлять на территории общины Джермук горнодобывающую деятельность больше невозможно, и летом 2018 года они перекрыли дороги к горе.
Митингу предшествовало Автошествие солидарности (на 51-й день протеста против программы), в котором участвовало до сотни машин из Джермука, Кечута, Гндеваза. По словам участников, мероприятия было направлено на нейтрализацию конфликтов, создаваемых сотрудниками компании, и призывы к солидарности. В своем выступлении на митинге погибший в ходе 44-дневной войны 2020 года Агарон Арсенян рассказывает (с 9:10 мин.), как накануне автошествия сотрудники ЗАО «Лидиан Армения» спровоцировали конфликт среди населения.
На митинге я заявила: «Приветствую… и особенно всех тех, кто 51 день подряд охраняет наши посты на Амулсаре и не позволяет преступнику типа «Лидиан» продолжать свои преступления…
… также хочу сказать, что в течение этих лет «Лидиан» чинила множество провокаций, распространяла ложную информацию, пыталась спровоцировать межобщинные, а также межгосударственные споры, в том числе — как между Гндевазом, Джермуком, Кечутом, так и — Горайком, Сараваном и рядом других…».
Согласно «справедливой» судебной системе Армении, эти слова стоят 1 224 000 драмов, то есть если ты даешь событию критическую оценку, ты должен заплатить компании 1 224 000 драмов.
Я приветствовала людей, остановивших беззаконие, потому что такое действие в отношении природы и человечества для меня ничто иное как преступление. Если правительство и правоохранительные органы твоей страны не дают факту правовую оценку, это не значит, что случившееся не преступление. Если судебная система переполнена актами, не вытекающими из интересов правосудия, это не значит, что данный судебный акт правомерен.
Другая часть моего выступления на митинге касается межобщинных, внутриобщинных и межгосударственных споров, спровоцированных компанией. Это можно наблюдать на встрече компании, джермукцев и гндевазцев в ноябре 2011 года: тогда директор компании приказал члену своей команды «не провоцировать драку здесь», то есть не создавать конфликт перед видеокамерами.
23 мая 2018 года жители села Горайк, выступающие за эксплуатацию Амулсарского рудника, в ответ на протесты джермукцев перекрыли магистраль Джермук-Вайк, требуя открыть дороги к Амулсару.
В июле 2018 года в прессе и соцсетях уже писали о намерении «Лидиан» подать в Международный арбитраж иск против правительства Армении. В прессе муссировались различные суммы компенсации — от 700 млн. до 2 млрд. долларов. Было очевидно, что между компанией и Республикой Армения зреет правовой спор. «Лидиан» неоднократно указывала на свое иностранное происхождение, поэтому я рассматривала возможности подачи жалобы против Армении в Международный арбитраж, а также активную защиту иностранными посольствами Амулсарской программы в качестве назревания межгосударственного спора.
Я хотела поднять эти вопросы на митинге в джермукском бювете 12 августа 2018г., предчувствуя, что однажды эти споры перерастут в реальное столкновение, которое не заставило себя долго ждать.
Уже 27 августа 2018 года на место прибыли сотрудники компании, среди которых были жители различных общин, и попытались проникнуть на территорию Амулсара, за этим последовало ужасное столкновение между защитниками Амулсара.
После этого эпизода в Следственном комитете завели десятки уголовных дел против местных жителей, некоторым из которых грозит 3-5 лет лишения свободы. Так что межобщинный или внутриобщинный спор (кто знает, возможно, и межгосударственный) — мягкая характеристика ситуации в Вайоц дзоре, созданной тогда и сохраняющейся по сей день.
Касательно судов
Во время распределения доказательств суд в Веди наложил на компанию обязательство доказать свое доброе имя и деловую репутацию, после чего должны были обсудить, оклеветала ли я и причинила вред деловой репутации. Через несколько месяцев судья перебрался в Ереван, а дело передали судье Вайкского суда первой инстанции Дарбиняну.
В результате рассмотрения дела Вайкский суд частично удовлетворил иск, обязав опровергнуть вышеупомянутые данные, которые сочли клеветой. Что касается признания слова «преступник» оскорблением, суд счел, что по профессии ответчик эколог, а не юрист, поэтому мог и не понимать истинного значения используемого слова. Поэтому требования материальной компенсации вреда были отклонены.
Решением Апелляционного суда от 22 июля 2022г. апелляционная жалоба ЗАО «Лидиан Армения» была удовлетворена, вердикт суда первой инстанции отменен и изменен, а иск — полностью удовлетворен: меня обязали публично опровергнуть данные, считающиеся клеветой, а также конфисковать в пользу ЗАО «Лидиан Армения» 500 000 драмов в качестве материальной компенсации за оскорбление.
Также суд наложил обязательство покрытия судебных расходов, включая 24 000 драмов в качестве выплаченной заведомо госпошлины и 200 000 в качестве возмещения разумных расходов на оплату услуг адвоката.
А поданная мной апелляционная жалоба была отклонена. Судьи Апелляционного суда — М. Артенян, Г. Торосян, Д. Серобян. Подана кассационная жалоба против решения Апелляционного суда. Решением Кассационного суда от 12 сентября 2022г. в принятии к производству кассационной жалобы было отказано: отмечалось, что Апелляционный суд не допустил таких нарушений норм материального и процессуального права, которые нарушили суть правосудия. Решение Апелляционного суда вступило в законную силу. А судьи Кассационного суда отклонили мою жалобу — Мамикон Дрмеян, Арсен Мкртчян, Сурен Антонян, Артак Барсегян, Гор Акопян, Степан Микаелян, Эдгар Седракян, Тигран Петросян.
Отмечу также, что Совет по информационным спорам постановил: «Суждения Техминэ Енокян аргументировала тем, что на социальных платформах имеется множество материалов о незаконной деятельности компании, не согласиться с которыми невозможно. Также известно, что в связи с деятельностью «Лидиан Армения» заведено уголовное дело по части экологических проблем, следствие продолжается».
Более того, суды проявили дифференцированный подход, когда сотрудник «Лидиан» Овсеп Асоян оклеветал меня, Ани Хачатрян и Левона Галстяна, суд частично удовлетворил требование истцов, то есть на 150-200 тыс. драмов — только расходы на адвоката.
К слову, в 20 гражданских делах фигурировали также двое депутатов, к примеру, в отношении Сергея Багратяна суд оценил сумму в 0 драмов. Фактически, депутаты в Армении получают зарплату порядка 800 000 драмов, требование о возмещении ущерба составило всего 0 драмов, а в моем случае — 1 224 000 драмов, когда мой имущественный статус и не был определен.
И что? Мы должны закрывать глаза и считать «Лидиан Армения» непорочной компанией, она не провоцировала никаких споров, нет уголовных дел против джермукцев, нет акций протестов, не было заявлений с угрозами в адрес Армении по поводу Арбитражного суда?
Одна часть моих адвокатов составляет иск в Евросуд по правам человека, другая обращается в Конституционный суд, а до тех пор я, в соответствии с вердиктом суда, вынуждена дать опровержение и выплатить компании соответствующую сумму, которая, уверена, будет возвращена. Мне приходится пойти на это, чтобы Служба принудительного исполнения судебных актов не наложила арест на мои счета или не конфисковала имущество.
Найти правосудие в Армении, пожалуй, сложно, но в ЕСПЧ у подобных споров конкретная ценность. А до тех пор мне приходится платить за несправедливые и пристрастные вердикты судей.
Техминэ Енокян