Из армянонеселенного заблокированного участка Карабаха в основном слышны голоса назначаемых чиновников и медиа, которые находятся под цензурой властей. Мало-мальски альтернативными источниками можно считать политических, общественных активистов Тиграна Петросяна и Артура Осипяна, которые, однако, в какой-то момент резко замолчали. На днях Осипян возобновил прямые включения и рассказал о причинах своего молчания.
— Мы сказали, что пока блокада продолжается, и власти не идут на уступки, мы откладываем внутренние вопросы и накладываем мораторий на внутренние разногласия. Этот мораторий уже снят. Почему?
И хотя власти не пошли на уступки, своими заявлениями они наносят такой вред, что терпеть уже невмоготу. Речь о пресс-конференции Рубена Варданяна.
Уже во второй раз Варданян заявляет, что эта блокада [Лачинского коридора, соединяющего Армению с Карабахом] частичная. Рубен Варданян заявляет «мы считаем врагами тех, кто говорит русским уйти отсюда». Во-первых, не знаю, кто такое говорит. В Карабахе я таких людей не знаю. Я правда не знаю никого, кто скажет «пусть русские отсюда уйдут». Но даже если карабахец, который и во время войны был здесь, и сейчас остается, даже если он против русских, разве он предатель нации? То есть он предатель, а вы — нет? Рубен Карленович, ищите предателей нации среди тех, с кем вы фотографируетесь. Ищите предателей нации в Совете безопасности. И ищите предательство нации в своих заявлениях.
<…> Рубен Варданян свел на нет все то, о чем мы так долго говорим — внимание всего мира, покажем, помогут, потребуем… Ладно, Рубен Варданян — экономист, успешный бизнесмен, мы доверили ему финансовые и экономические вопросы. Но какой у него опыт во внешней политике, какие у него идеи, на основании которых мы доверили ему и внешнюю политику? Уже и безопасность ему доверили… Я не понимаю, с каких пор Рубен Варданян занимается вопросами безопасности? Наблюдают войну через Фейсбук, а потом приезжают, мол, «безопасностью здесь займемся мы». А по вопросам формирования армии совещаются, наверное, с [экс-президентами] Бако Саакяном и Аркадием Гукасяном.
Вся вина на Араике Арутюняне: он к месту, не к месту снимает с себя ответственность и вверяет Рубену Варданяну.
Уже бывший глава МИД Давид Бабаян вышел, говорит «мой ребенок умирает от голода в Карабахе», а Рубен Варданян называет это «частичной блокадой».
Проблема не в том, что ему подсказывают из России, что говорить. Это он сам думает, как сделать, чтобы им понравиться, и отсюда проводит свою политику.
<…> Мы не можем понять, что происходит. Но есть несколько конкретных вариантов развития событий. Первый вариант: если Россия восстанавливает свои силы и исполняет свои обязательства — большего мы не хотим — в рамках заявления от 9 ноября, значит, спасибо России. Если Россия-Иран блокируется (мы видели, на днях прошла встреча на уровне МИД России и Ирана, и обсуждали именно вопрос Закавказья), и за счет ослабления России в этом регионе Турция не усиливается, мы ведем соответствующую политику. Но если России не удается сохранить здесь свои позиции и она уступает Турции, мы обращаемся, к кому можем, — Франции, Америке… Мы никогда не говорили, что русских нужно отсюда гнать. Наоборот, мы говорили, что если русские вдруг захотят уйти, мы станем удерживать их. Никакого ухода из Карабаха: будут сидеть с нами в блокаде, в этом болоте до тех пор, пока мы не найдем решения.
<..> Очень возможно, что именно из-за Рубена Варданяна не сможет работать ни новый глава МИД, ни секретарь Совбеза Арарат Мелкумян*, который и вовсе не занимается политикой — он военный человек. Его поставили на место Вито [Виталий Баласанян]: это военно-политическая должность…
Что сейчас делает Совет безопасности? Как только из Армении заявляют «Карабах должен говорить сам за себя», начинается истерика. А чего вы хотели? Вы, в конце концов, прочтете эти международные законы, узнаете, когда вопрос самоопределения наций решается в пользу тех, кто определяется, и когда — в рамках территориальной целостности? Вы когда-нибудь их прочтете?
По какой причине Совбез и Национальное собрание делают заявления против Армении и вносят раскол в народ? Решение принимают меньшинства: партия Вито, партия Аркадия Гукасяна и дашнаки. У них, вместе взятых, 9 депутатов из 33-х, 9 голосов. Они не дотягивают даже до «Единой Родины», занявшей второе место, не говоря уже о «Свободной Родине» [Араика Арутюняна].
Но то, с какими заявлениями Арцаху выступать, диктует это меньшинство, потому что за этим меньшинством стоят Роберт Кочарян и Серж Саргсян, которые на сегодняшний день являются угрозой номер 1, они сохраняют существующую неразбериху. Вот, чем заняты, чем сейчас дышат заседающие здесь чиновники.
Мы допускаем, что наши слова могут не понравиться русским. Но мы также говорим: параллельно публичным заявлениям о том, что Америка руководствуется двойными стандартами, параллельно критике в адрес Европы в связи с тем, что они променяли свои ценности на газ, просто заявите, что российские миротворцы осуществляют свои обязательства не в полной мере. Только и всего.
Как так получается, что Ишхан Сагателян заявляет «мы исподтишка работаем с Россией» и прочее… Ничего вы не делаете, все не то. Конечно, вы публично грозите пальцем Америке и Европе, — хорошо и делаете, — но когда дело доходит до необходимости просто сказать России «ты не справляешься со своими обязательствами», — молчок. Почему? Не потому, что вы проводите политику. Мы же не просим быть против русских. Мы говорим: не лижите им обувь, не целуйте в зад. Или хотя бы, когда целуете и получаете по губам, не целуйте в четвертый, в десятый разы. Вот, что мы говорим.
Говорят, что правительство Армении отступилось от нас. Значит, вы всем парламентом собрали этот народ, обманули, провели 30 октября 70-тысячное собрание, чтобы вынудить Никола отправиться в Россию и подписать план [российского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Игоря] Хаваева… Вам на уровне главы МИД и президента России ясно говорят: это — в составе Азербайджана. А вы подталкиваете, мол, «Никол, иди подписывай». Но если он подпишет, сдаст, снова станете называть его предаталем нации. Он говорит — решайте свои вопросы сами. Это тоже не выходит.
Это тот момент, когда Россия, исходя из собственных интересов, работает на пользу Азербайджана, и нам об этом известно. России должны быть направлены соответствующие мессиджи — публично. Когда заметим изменения, например, усиление российско-иранских отношений, а не российско-турецких, наша политика изменится. Будут русские на нашей стороне — мы будем за них.
То, что вы делаете по отношению к своему народу, делайте в отношении внешнего мира. А то, что делаете по отношению к внешнему миру, делайте в отношении своих граждан. Этот аферизм… Приехал Рубен Варданян, собрал лавры, мол, смотрите, пацан борется. Лучше бы провели проверки на золотом руднике, за которыми пришли азербайджанцы… И Рубен Варданян, и Араик Арутюнян, и Виталий Баласанян были за то, чтобы азербайджанцы их провели. А теперь вышли такие, вроде это они встали перед азербайджанцами, остановили врага…
<…> Я не хотел выступать против Рубена Варданяна, потому что Азербайджан против его нахождения тут. Но это и не самый важный, и не единственный критерий. Он, видите ли, отказался от российского гражданства, приехал в Карабах. Восстановить гражданство не проблема. Даже если нам скажут «подставьте свои головы под наган турок» [в разговорном армянском турками называют и азербайджанцев], Варданян и контрнамека русским не сделает: все свои миллиарды он заработал в России, хранит их в России. Ему хорошо известны эти приемы…
Чтобы спасти свои шкуры, [некоторые чиновники] сегодня выполняют также приказы Азербайджана. Алиев открыто говорит, кто здесь исполняет его приказы. Фактически, солдаты, которые стояли здесь насмерть, которые подорвали себя вместе с турком, убили себя, чтобы не попасть в плен, свое дело они сделали, и сегодня дело дошло до чиновников — это касается большей части Совета безопасности, — а те спасают свою шкуру. Вы кидаете солдат, вот прямо сейчас, в «мирных» условиях.
<…> Целый месяц пляшут под чью-то дудку. Никакой программы у них нет. У нас, к примеру, проблема с электричеством. Есть кварталы, в которых работает котельная на древесине. Почему их не запускают? Знаете, как они разговаривают… Если снять Рубена Варданяна и назначить на его место любого карабахца, выпившего три стакана карабахаского дистиллята, он будет произносить те же тосты.
<…> Совет безопасности играет в игры Сержа, Кочаряна. До сих пор. Так приезжайте. Подумаем, что делать. Сейчас самое время. Ваша родина в блокаде. Где ты, Роберт Кочарян? Или — где ты, Серж Саргсян? Чем вы заняты? Вы пытаетесь ценой Арцаха убрать Никола и прийти к власти.
Наверное, мне нужно повторить свою позицию: я оппозиция властям Республики Арцах, властям Республики Армения и, тем более, — оппозиции Армении. Больше всего от рук так называемого карабахского клана… не будем говорить «карабахского» — от клана Серж Саргсян-Роберт Кочарян пострадал именно Арцах. Они и сегодня сдают Арцах, чтобы разобраться с Николом. И делают они это руками местных неучей.
———
* Сегодня утром был уволен Арарат Мелкумян (известен по прозвищу Челка), назначенный секретарем Совбеза Карабаха около недели назад. Указом президента он стал директором местной Службы нацбезопасности (СНБ). На должности секретаря Совета безопасности его сменил Самвел Шахраманян, бывший замсекретаря Совбеза, в прошлом — министр по вопросам военно-патриотического воспитания, молодежи, спорта и туризма, также возглавлял СНБ.